Верона

Музей Минискальки-Эриццо

 

Дом-музей Минискальки-Эриццо в Вероне: история создания и семья Минискальки, дворец и описание залов, коллекции, часы работы, билеты, как добраться

Музей Минискальки-Эриццо расположен в самом сердце древней Вероны, между Пьяцца делле Эрбе и Кафедральным собором. Здание, ведущее в музей, представляет собой уникальную в городском контексте жемчужину позднеготической архитектуры, а его оригинальный фасад, украшенный фресками конца XVI века, отражает модные среди знатных веронезе того времени тенденции внешнего декоративного оформления частных резиденций. Во дворце Минискальки-Эриццо представлена домашняя обстановка аристократического семейства и коллекции, собранные несколькими поколениями в результате приобретений, наследований и удачных браков.

В свое время в палаццо побывало немало именитых гостей, здесь принимали старшую дочь последнего императора Священной Римской империи, вторую жену Наполеона Бонапарта и вторую императрицу Франции Марию Луизу Австрийскую. Посетителей музея ждет увлекательное путешествие во времени через пять веков, знакомство с шикарной дворянской резиденцией, представителями одной из знатных фамилий Вероны и их образом жизни.

Музей Минискальки-Эриццо© museominiscalchi.it

История музея Минискальки-Эриццо

Созданию музея предшествовало учреждение в 1964-65 гг. Фонда музея Минискальки-Эриццо по воле последнего наследника семьи — графа Марио Минискальки-Эриццо (1881-1957). Не имея прямых наследников, он организовал передачу дворца XV века, прилегающей виллы и хранящихся в них историко-художественных коллекций во всеобщее пользование. Завещательное право было связано с узуфруктом в пользу супруги графа Анны Манки (1890-1977), после смерти которой все наследство перешло Фонду. Затем начались реставрационные работы и внутренняя реконструкция, мотивированные необходимостью превратить аристократическую резиденцию в музейное пространство.

Музей Минискальки-Эриццо был открыт 30 марта 1990 года. В дальнейшем коллекции пополнялись за счет новых пожертвований и приобретений.

Музейные залы

Маршрут по исторической резиденции разделен на 16 залов. Один из них предназначен для временных выставок, в другом расположена домашняя часовня, в третьем — библиотека, в остальных представлены тематические коллекции, имеющие как историческое, так и художественное значение. В доме можно увидеть много картин и портретов членов семьи Минискальки-Эриццо, мебель, сервизы, предметы из слоновой кости, бронзы, майолики, муранского стекла и фарфора, археологические находки, оружие и доспехи, 60 русских икон XVII-XIX вв. и др.

Музей Минискальки-Эриццо

Вестибюль. С атриума здания XV века начинается посещение музея. Здесь хранятся археологические и архитектурные экспонаты, выявленные во время реставрационных работ. Первое помещение соответствовало двору, вокруг которого кипела домашняя жизнь. Во второй небольшой двор можно было попасть через открытую кирпичную арку на сохранившихся до наших дней мраморных колоннах с основаниями и капителями.

Двойная пара колонн из красного веронского мрамора с капителями, украшенными акантовым орнаментом, ограничивает третью комнату атриума, ведущую к лестнице и, соответственно, в музей. Особого внимания заслуживает деревянный потолок XV века.

Музей Минискальки-Эриццо

Парадная лестница. Скалоне была построена в 1880 году по проекту архитектора Густава Штраусса. Она состоит из трех лестничных пролетов, обрамленных белокаменной балюстрадой, над которой парит световой люк в форме фонаря. В углах размещены гербы Минискальки и Эриццо, высеченные на белокаменных щитах. На стенах в лепных рамах установлены 18 картин разных сюжетов и эпох.

Обстановку дополняют два декоративных доспеха XIX века, выполненных по образцам XVI столетия. Посетителей встречает приобретенная недавно статуя древнегреческой нимфы «Клитии, влюбленной в Солнце», созданная в 1838 году веронским скульптором Инноченцо Фраккароли (1805–1882).

Музей Минискальки-Эриццо

Зал предков. Первая комната музея служила когда-то прихожей. В ней сохранилось оригинальное окно, закрытое двумя витражами с фамильными гербами Минискальки и Эриццо. В зале выставлено пять портретных полотен с изображением членов семьи Минискальки работы веронского художника Микеланджело Прунати (ок. 1690–1756), предметы из слоновой кости XV-XVII вв., а также ценное произведение Франческо и Джакомо Франча начала XVI века — «Мадонна с Младенцем и Сан Джованнино».

Музей Минискальки-Эриццо

Зал прокуратора Эриццо. Первоначально помещение, построенное в конце XIX века и соединившее старинное здание с новым семейным дворцом, задумывалось как зимний сад. Однако после повреждений, нанесенных ночью 5 апреля 1945 года в результате попадания осколков зажигательных снарядов и дальнейшей реконструкции по проекту архитектора Этторе Фаджуоли, зал был преобразован в столовую. Он получил название благодаря изысканному портрету, написанному Алессандро Лонги в 1767 году в ознаменование назначения Николо Эриццо «Прокуратором собора Сан-Марко», следующим после дожа престижным титулом в Венецианской республике, причем — пожизненным.

За стеклянными витринами выставлена фарфоровая посуда начала XIX века бренда «Darte ainé à Paris». Согласно семейной традиции, сервиз был подарен Наполеоном III Франческо Минискальки (1811-1875), который встретился с французским правителем на открытии Суэцкого канала в 1869 году в качестве вице-президента Итальянского географического общества. Полотна на стенах с разнообразными композициями из цветов, фруктов и птиц принадлежат руке художника Антонио Ялниси младшего (1677-1727).

Музей Минискальки-Эриццо

Зал бифорий. Музейная комната обязана своим названием наличию двух больших окон в стиле поздней готики, прекрасных свидетельств тому, что дворец построен в конце XV века. Первоначально оконные проемы были открытыми и выходили на лоджию, однако на протяжении веков, из-за многочисленных вмешательств, они изменили свой первоначальный вид.

Сегодня бифории представляют великолепный фон для демонстрации пяти драгоценных исторических экспонатов эпохи Возрождения. Один из них — «парадная» тарелка Изабеллы д’Эсте Гонзага, изготовленная между 1519 и 1525 гг. Никола да Урбино, одним из самых известных мастеров майолики XVI века.

Музей Минискальки-Эриццо

Зал брондзетти. В двух комнатах выставлена коллекция бронзовых фигурок эпохи Возрождения, мебель, картины и географические карты.

Музей Минискальки-Эриццо

Комната чудес Людовико Москардо (Вундеркамера). Помещение, расположенное в здании XIX века, примыкает к Каминному залу. В 1937 году владельцы решили разделить его на две комнаты — одну отвести под ванную, а другую — под частный кабинет. Здесь граф Марио и графиня Анна уединялись, чтобы читать или принимать частных визитеров.

Во время работ по адаптации частной резиденции к музейному пространству, зал был восстановлена в своем первоначальном виде. Сегодня тут располагается часть коллекций домашнего музея Людовико Москардо.

Музей Минискальки-Эриццо

Оружейная комната. Во времена Марио и Анны Минискальки-Эриццо эти две смежные комнаты использовались как служебные. В первой, большой, размещался гардероб, а во второй, куда можно подняться по короткой лестнице, был будуар графини. Сегодня здесь выставлены парадные предметы и оружие середины XV — начала XVII вв., а также необычная коллекция моделей солдат, вырезанных из сосны в начале XVIII века.

Музей Минискальки-Эриццо

Каминный зал. В большой меблированной комнате центрального корпуса здания, возведенного в 1880 году как продолжение древнего дворца Минискальки, камин появился лишь в 1920-х гг. Для его облицовки с виллы Пуллè в Кьево, до 1918 года находившейся в личной собственности матери графа Марио Минискальки-Эриццо — Эльвиры Понти, были привезены изразцы, являющиеся великолепным примером искусства майолики Фаэнцы XVII-XVIII вв.

Музей Минискальки-Эриццо

Археологический зал. Комната с планировкой конца XVIII века была отремонтирована в конце XIX столетия и с тех пор использовалась семьей как спальня. Граф Марио Минискальки-Эриццо не включил в число активов по завещанию, связанных с Фондом, обстановку этой комнаты, поэтому в настоящее время здесь хранится археологическая коллекция из домашнего музея графа Людовико Москардо XVII века.

Музей Минискальки-Эриццо

Зал сакрального искусства. Небольшая комната, бывший коридор, была оформлена как музей в 1983 году для размещения предметов сакрального искусства, присутствовавших среди меблировки дома Минискальки-Эриццо. Благочестивый характер этих экспонатов предполагал мягкий переход музейного маршрута в домашнюю капеллу.

Музей Минискальки-Эриццо

Зал русских икон. Изысканный потолок украшен лепниной и позолотой в середине XIX века. На нем у центра каждой стены находятся гербы Минискальки и выходцев из благородных семейств, вступавших в брак с представителями знатной веронской фамилии (Эриццо, Москардо, Гуеррьери). По углам можно увидеть аллегорические изображения инструментов, относящихся к астрономии, живописи, архитектуре и литературе. Ближе к центру представлены, вероятно, портреты выдающихся личностей в сфере искусства, но без конкретных надписей.

Изначально зал предназначался для хранения старинных архивных коллекций аристократической семьи. Сегодня в нем размещена коллекция из 60 русских икон.

Музей Минискальки-Эриццо

Зал Сеттеченто Венето. В последний раз в семейной резиденции помещение использовалось в качестве игровой комнаты. При реставрационных работах 1980-х гг. в зале были обнаружены элементы оригинальной росписи в типичной для древних Помпей технике «красного цвета». Они были восстановлены в соответствии с давними традициями.

В убранстве комнаты присутствуют: мифологическая картина, камин с зеркалом в обрамлении лепнины, венецианская мебель XVIII века.

Музей Минискальки-Эриццо

Домашняя часовня. Небольшая капелла появилась во дворце в 1913 году. Здесь совершались ежедневные литургии, за исключением Пасхи и Рождества.

Драгоценный алтарь конца XVIII века работы Агостино Уголини (1756-1824) был приспособлен специально для данного помещения. Он датирован 1795 годом и посвящен Непорочной Деве. Убранство дополняют красивая раковина-ризница середины XVIII века, распятие, два янтарных подсвечника с инкрустациями из слоновой кости, датируемые второй половиной XVII века.

Музей Минискальки-Эриццо

Библиотека. Во второй половине XIX века зал отремонтировали и приспособили для хранения книг семейной библиотеки. Оригинальная обстановка комнаты включает мебель из орехового дерева — четыре книжных шкафа, большой стол, стулья с декоративными вставками из оливкового дерева (XVII век).

Историческая библиотека музея содержит различные произведения с явным преобладанием итальянских, латинских и греческих классиков, работ по истории и географии. На книжных шкафах установлены расписные вазы из майолики, вдохновленные эпохой Возрождения и датируемые последней четвертью XIX века. Их доставили из виллы Пулле в Кьево.

Время работы

Музей Минискальки-Эриццо работает с понедельника по пятницу с 11:00 до 13:00 и с 15:30 до 19:00. Выходные — суббота и воскресенье, а также 25, 26 декабря и 1 января.

Два-три раза в месяц в расписании предусматриваются внеочередные часы работы с 14:00 до 18:00. Они, обычно, приходятся на воскресные дни или праздники.




Билеты

Право бесплатного входа имеют дети до 11 лет. Для остальных:

Палаццо Минискальки-Эриццо

Дворец Минискальки является образцом позднеготической гражданской архитектуры Вероны. Он представляет традиционную для веронезе модель частной архитектуры позднего Средневековья, а именно — продвинутый монументальный фасад на улице, ограничивающий внутренний двор, вокруг которого организовано жилое пространство.

Музей Минискальки-ЭриццоДревний Палаццо Минискальки © museominiscalchi.it

На первом этаже трехуровневого здания находится величественный сводчатый портал с изящной отделкой, выполненный из трех различных видов местного мрамора. Второй уровень украшают два внушительных оконных проема в венецианском стиле, декорированные изящными спиральными колоннами по центру, цветочными капителями и трилистником.

Строительство здания последней четверти XV века приписывают Анджело ди Джованни да Верона (1437–1508). К 1590 году фасад был расписан фресками в соответствии с широко распространенным в Вероне декоративным оформлением. Живописная композиция адаптируется к архитектурной основе: между двумя колоритными окнами просматривается «Дамоклов пир»; на втором этаже — «Суд Соломона»; по бокам — аллегорические фигуры «Минервы» и «Марса». Все акцентировано фальшивыми нишами, пилястрами, фестонами из фруктов и цветов с масками. Автором считается Микеланджело Алипранди (1527-1595), подражатель Паоло Веронезе.

Украшением нижнего регистра фасада непрерывным фризом с полихромными побегами, оживленными херувимами, едущими на пантерах, занимался Туллио Индия Старший (1550-1624). В верхней части портала размещен герб семьи Минискальки, поддерживаемый херувимами.

В 1880 году здание XV века было основательно перестроено после возведения величественного трехэтажного дворца в классическом стиле, состоящего из центрального корпуса и двух крыльев, образующих большой двор. Для центрального корпуса характерна лоджия на первом этаже, над которой устроена балюстрадная терраса. Обращает на себя внимание тимпан, украшенный большим рельефом, изображающим герб Минискальки-Эриццо, увенчанный графской короной и окруженный лентой с семейным слоганом «ex concordia fratrum».

Музей Минискальки-Эриццо© Andrea Bertozzi / Wikimedia Commons

Семья Минискальки

В конце XIV века предки знатной фамилии прибыли в Верону из района Бергамо, где в то время властвовали герцоги Милана из династии Висконти. Первая задокументированная информация о семье относится к 1409 году, когда прародителю веронской ветви Занинусу Мерескалькусу было предоставлено веронское гражданство. В поисках удачи представители семейства решили заняться расширением и управлением земельными владениями, что привело к достижению значимого социального и политического уровня в течение жизни одного поколения. Уже в 1425 году был фактически получен дворянский титул и престижное место в Совете Вероны.

Минискальки основали собственную резиденцию на нынешней Виа Сан Маммазо, где построили благородный дворец, в котором сегодня находится музей. Свидетельством экономической мощи является, также, семейная часовня в левом нефе базилики Санта Анастасия в Вероне, построенная на рубеже XV-XVI вв.

Многочисленные престижные браки связывали Минискальки с наиболее важными семьями веронской знати, и не только. Особое значение имела свадьба в 1785 году Маркантонио и Терезы Москардо — дочери принцессы Альфонсы Д’Эсте, наследницы художественных, научных и натуралистических коллекций, собранных веронским ученым Людовико Москардо в его собственном «домашнем» музее. Часть этих экспонатов по сей день составляет основное ядро коллекций музея Минискальки-Эриццо.

От брака Терезы с Маркантонио родился Луиджи, который, в свою очередь, в 1808 году женился на Марианне Эриццо, последней представительнице прославленной и могущественной венецианской семьи, в составе которой были 98-й венецианский дож Франческо Эриццо (1566-1646) и прокуратор собора Святого Марка в Венеции Николò Эриццо (1722-1806). С приданым Марианны семейные коллекции Минискальки пополнились одними из самых ценных предметов и картин, в том числе великолепным муранским стеклом XVI-XVII вв. Внук Маркантонио получил от геральдического совета согласие на объединение фамилий по рождению и по матери, а также гербов двух семей.

Сегодня семья Минискальки-Эриццо не имеет прямых потомков по мужской линии. Фамилию взяли маркизы Бонифачо и Маркантонио Спинола, дети маркизы Эмилианы Минискальки-Эриццо Спинола.

Как добраться до Музея Минискальки-Эриццо

Палаццо расположен по адресу Via San Mamaso, 2/A, между улицами Сант Эджидио и Джузеппе Гарибальди. Ближайшая остановка автобусов № 70, 96, 97 находится неподалеку — на Виа Гарибальди.

Путешественникам нравится:

Verona Card

Официальная туристическая музейная карта Verona Card позволяет посетить бесплатно или со скидкой все главные достопримечательности Вероны, а также бесплатно и без ограничений пользоваться городским транспортом сети ATV. Карта действует в течение 24 или 48 часов.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Дата последнего обновления: 11.01.2022
Автор статьи: Италия для италоманов © unitalia.ru
   

,,,

Интересные достопримечательности Италии

©unitalia.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта unitalia.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на unitalia.ru.