Верона

Кафедральный собор Вероны

Кафедральный собор Вероны: что входит в соборный комплекс и что обязательно посмотреть, виртуальный тур, часы работы и билеты, как добраться

Дуомо Вероны имеет официальное называние собор Санта Мария Ассунта и известен, также, как собор Санта Мария Матриколаре, что связано с древней раннехристианской церковью. Он считается главным местом католического поклонения в городе и матерью-церковью епархии Вероны. Собор является частью архитектурного комплекса, включающего епископский дворец Палаццо дель Весковадо, канонический монастырь и музей, Капитулярную библиотеку, баптистерий Сан Джованни ин Фонте и церковь Святой Елены. Последние два соединены с собором древним портиком Санта Мария Матриколаре.

Первая христианская базилика в этом районе была построена на месте, где в настоящее время располагается церковь Святой Елены, и освящена Сан Зеноном в период 362-380 гг. Это была так называемая «церковь А», частично снесенная при возведении более просторной «церкви В». Обе базилики были трехнефными, но имели небольшие размеры (первая – 16,9 x 37,5 м, вторая – 29,2 х 72,8 м). Под полом была сооружена система воздушного отопления, известная как гипокаут, а напольное покрытие украшали мозаики, остатки которых можно увидеть в церкви Святой Елены и в каноническом монастыре.

История Кафедрального собора Вероны

На территории, занимаемой сегодня соборным комплексом, во времена Римской империи находились патрицианские виллы с частными термальными ваннами и небольшими храмами для поклонения.

Кафедральный собор Вероны© Jean-Christophe BENOIST / Wikimedia Commons

Главный городской собор Дуомо ди Верона возвели во второй половине XII в. на месте более ранней базилики Санта Мария Матриколаре, построенной в конце VIII – начале IX вв. епископом Вероны святым Анноном и его приемником Ратольдо. Она серьезно пострадала во время веронского землетрясения, случившегося в 1117 году.

Архитектура главного собора Вероны

Массивный входной портал кафедрального собора, считающийся последним известным произведением Никколò (около 1139 г.), украшен фигурами святых и паладинов Роланда и Оливьера. На люнете представлены рельефные полихромные изображения Девы Марии, восседающей на троне с младенцем на руках, и сцены «Возвещение пастухам» и «Поклонение волхвов». Под ними можно увидеть медальоны с аллегориями Добродетелей – Веры, Надежды, Любви. На втором уровне – часы, выше – окно-розетка.

Кафедральный собор ВероныОдин из гриффонов © Patrice78500 / Wikimedia Commons

На крыльце главного входа в Дуомо покоятся два грифона, поддерживающие витые колонны. Рядом установлена современная бронзовая скульптура Ангела, приглашающего войти в собор и нередко исполняющего роль фона для туристических селфи. Более скромный боковой портал собора Вероны со стороны Виа Пьетà Веккья появился позже.

Интерьер веронского Дуомо

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двумя рядами монументальных многолопастных колонн из красного веронского мрамора, им же украшены ребра крестовых сводов. Напольное плиточное покрытие имеет четкий геометрический рисунок без полутонов. Древний пресвитерий, возвышающийся на трех ступенях, ограничен элегантным полукруглым торнаколо из полихромного мрамора. Он состоит из высокого цоколя, колонн и антаблемента. Проект был разработан Микеле Санмикели. Главный неф завершается апсидой с полусферическим сводом, украшенным фресками XVI в. Их выполнил Франческо Торбидо по рисункам Джулио Романо.

Кафедральный собор ВероныЦентральный неф © Didier Descouens / Wikimedia Commons

На внутренних стенах Дуомо сохранились фрески художников периода раннего Веронского Возрождения. Они исполнены в больших размерах и имеют композиционную составляющую, напоминающую титульные обложки иллюминированных страниц.

Примечательные капеллы

Часовни собора Санта Мария Ассунта украшены восхитительными заалтарными картинами и наружными фресками. «Успение Пресвятой Богородицы» Тициана (около 1530 г.), единственную работу мастера в Вероне, можно увидеть в первой капелле левого нефа – часовне Картолари-Никезола. Во второй капелле правого нефа – часовне Калькасоли, находится картина «Поклонение волхвов» Либерале да Верона и монументальная фреска Фальконетто (1503 г.).

Кафедральный собор ВероныСлева — капелла Эмилеи, справа — часовня Калькасоли © Zairon / Wikimedia Commons

В последней часовне того же нефа – капелле Маццанти, на себя обращает внимание памятный ковчег, выполненный в готическом стиле в 1353 г. Под алтарем здесь хранятся останки сестры епископа Аннона Веронского – Санта Марии Консолатриче.

В соборе есть епископская кафедра и два оргàна. Из третьей в правом нефе капеллы Мемо есть доступ к подземному склепу веронских епископов.

Канонический музей

Коллекции расположены в здании Капитулярной библиотеки, вход осуществляется с Пьяцца Дуомо. Музей разделен на несколько залов с экспозициями, представляющими различные исторические периоды, и частично сохранившимися фресками. Значительная часть работ посвящена веронскому искусству. Первые свидетельства пожертвований и создания коллекции относятся к XVII ст. В частности, в 1673 году по завещанию Stefano Trentossi для украшения соборной ризницы были переданы 62 картины из его частного собрания.




Среди музейных экспонатов – археологические находки из ранее существовавших римских зданий и раннехристианских базилик, а также священная мебель и церковные предметы, ценные скульптуры и картины, датируемые XII-XIX веками, земные и небесные глобусы, романские аллегории. Наиболее известные имена – Антонио Бадиле (1518-60), Франческо Бенальо (1430-92), Микеле да Верона (1470-1535/1544), Либерале да Верона (1445-1529), Джованни Карото (1488-1566), Никколо Джольфино (1476-1555), Якопо да Монтаньяна (1440/1443-99), Франческо Мороне (1471-1529), Паоло Фаринати (1524-1606), Клаудио Ридольфи (1570-1644), Джузеппе Чиньяроли (1726-96), Агостино Уголини (1758-1824), Алессандро Лонги (1733-1813), фра Гальгарио (1655-1743).

К музею примыкает внутренний дворик канонического монастыря.

Кафедральный собор ВероныВнутренний дворик монастыря © Wolfgang Sauber / Wikimedia Commons

Колокольня

Кампанила была возведена в XII-XIII вв. со стороны южного фасада Кафедрального собора Вероны. Строение достигает 75 м в высоту и является вторым «небоскребом» в городе после башни Ламберти, возвышающейся на 83 м. Толщина кладки составляет 3,1 м, размер сторон в плане – 10-11 м. Первоначальный проект, разработанный Микеле Санмикели, впоследствии был изменен его племянником Бернардино Бруньоли. Верхнюю часть, где находится 10 настроенных колоколов, соорудили в начале ХХ в. по проекту Этторе Фаджуоли. Колокольные мелодии в технике «campane alla veronese» воспроизводит вручную команда из двадцати человек.

Путешественникам нравится:

Баптистерий Сан Джованни ин Фонте

Нередко культовое сооружение называют церковью Сан Джованни ин Фонте. Более раннее здание было разрушено при землетрясении 1117 года и перестроено в романском стиле в 1123 году. Баптистерий имеет остроконечный фасад, простой входной портал и стрельчатые окна. Внутреннее пространство разделено на три нефа рядами колонн с капителями и опирающимися на них арками. Нефы завершаются апсидами со сферическими полукуполами. На стенах можно увидеть немногочисленные фрагменты древних фресок, в частности – в правой апсиде представлен образ Мадонны делла Мизерикордия.

Кафедральный собор ВероныКупель с барельефами © chieseverona.it

В центре главного нефа установлена монументальная крестильная купель, выполненная в конце XII ст. веронским архитектором и скульптором Бриолото де Бальнео. Она имеет 8 граней, украшенных слепыми висячими арками, витыми колоннами и барельефами с библейскими сюжетами. Первым делом перед входящими в Баптистерий предстает сцена Крещения Христа. Затем – против часовой стрелки можно увидеть:

Церковь Святой Елены

Сант-Елена стоит на месте, где ранее располагался старейший христианский храм Вероны, построенный в IV в. епископом Зеноном, будущим святым покровителем города. Здание было серьезно повреждено при землетрясении в 1117 г., реконструировано в романском стиле и повторно освящено в 1140 г. патриархом Аквилеи Пеллегрино.

Кафедральный собор ВероныЦерковь св. Елены © Didier Descouens / Wikimedia Commons

Внутри церковь имеет единое пространство, перекрытое деревянными фермами. В центральной части пресвитерия представлены фрагменты мозаичного пола и фундамента античной базилики, в южной – находится вход в портик Санта Мария Матриколаре. Четырехугольная апсида украшена заалтарным образом «Мадонны с младенцем и святыми Стефано, Зеноном, Джорджио и Еленой» работы Феличе Брузасорци (XVI в.).

В церкви Святой Елены 20 января 1320 года Данте Алигьери провел печально известное обсуждение Quaestio de aqua et terra, о чем гласит табличка с эпиграфом на фасаде. Однако как авторство Quaestio, так и присутствие Данте в Вероне в то время, являются достаточно спорными.

Портик Санта Мария Матриколаре

Предполагается, что портик был построен между VIII и IX в. для связи между разными зданиями религиозного комплекса. На нижнем этаже колонны соединяются арками с поперечными сводами, на верхнем уровне находится ризница.

Кафедральный собор Вероны© Zairon / Wikimedia Commons

Епископский дворец

Южный фасад комплекса выходит на Пьяцца Весковадо, со стороны соборной апсиды. Он увенчан венецианскими зубцами и имеет монументальный входной портал из белого и синего мрамора, ограниченный двойными коринфскими колоннами на высоком основании. Они поддерживают антаблемент и глухой арочный свод. В центре люнета расположен барельеф Мадонны с младенцем на троне, по бокам – статуи святых апостолов Петра и Павла, сверху – Сан-Микеле со щитом, где высечен геральдический герб заказчика работ ¬– епископа и кардинала Микиэля. Входной портал ведет во внутренний дворик, где, собственно, находится главный 3-этажный корпус Епископского дворца.

Кафедральный собор Вероны© Didier Descouens / Wikimedia Commons

Первое построенное здесь здание сгорело в начале IX в., второе было серьезно повреждено при разграблении в 965 году, восстановлено и вновь разрушено при землетрясении 1117 года. В дальнейшем епископскую резиденцию полностью перестроили в романском стиле. В то же время появилась существующая ныне башня, первоначально использовавшаяся как оборонительное сооружение и тюрьма. В 1172 году в ней была оборудована часовня, посвященная святому Зенону.

В XIII в. комплекс расширился за счет двух новых зданий – на севере и западе, а в XV в. появились лоджии, Зал епископов с фресками Доменико Брузасорци, изображающими 101 веронского епископа от Эупрепия до Себастьяна Пизани. Зал Недавних епископов, или Памяти, был построен в XVII ст. Жилые комнаты епископа расположены в северной части дворца.

Вход в Епископский дворец стал фоном кровавого эпизода 27 августа 1338 года. Именно здесь был убит ударом меча избранный за два года до этого события епископ Бартоломео делла Скала, сын внебрачного сына Альберто I делла Скала. Преступление совершил правитель Вероны Мастино II делла Скала, поверивший в сплетни о готовящемся на него заговоре. На самом деле слухи распускал приближенный к правителю капитан Аццо да Корреджо, пытавшийся усадить на епископский трон члена своей семьи. В итоге Верона осталась на 5 лет без епископа, и в дальнейшем веронезе лишили возможности избирать собственных епископов.

Виртуальный тур по Кафедральному собору Вероны

Для того, чтобы виртуально прогуляться по веронскому Дуомо, кликните по картинке и подождите, пока загрузится тур.

Режим работы

Кафедральный комплекс открыт ежедневно.

Собор, баптистерий, церковь св. Елены
В будние дни собор открыт с 06:45 до 11:00 и с 17:00 до 19:30. В выходные и праздники – с 07:30 до 13:30 и с 17:00 до 19:30.

Канонический музей
Библиотека и музей работают в субботу и воскресенье с 10:30 до 17:30, в будние дни – с 09:30 до 12:30.

Стоимость посещения

Гостей города просят внести символическую плату за вход. В цену входит аудиогид, доступный на 6 языках или информационный лист. Дети до 11 лет, семьи в составе 2 взрослых и до 3 детей возрастом до 18 лет, а также обладатели Verona Card имеют право бесплатного доступа.

Одиночные билеты

Комплексный билет

Включает посещение сразу 4 веронских базилик — Кафедрального собора, Сан Дзено, Санта Анастасия и Сан Фермо.

Как добраться до Кафедрального собора Вероны

Комплекс расположен на Пьяцца Дуомо и Пьяцца Весковадо, в извилине реки Адидже, в северной части исторического центра города. Рядом с ним находится остановка «Piazza Duomo», до которой можно доехать автобусами № 70, 96, 97. Последние два маршрута связаны с железнодорожной станцией Порта Нуово. Посмотреть схемы движения и расписание можно на официальном сайте перевозчика.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!


Автор статьи: Италия для италоманов © unitalia.ru
   

,,,

Интересные достопримечательности Италии

©unitalia.ru, 2015-2021
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта unitalia.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на unitalia.ru.