- Тоскана ›
- Флоренция ›
- Достопримечательности Флоренции ›
- Флорентийская Пьета Микеланджело
Флорентийская Пьета Микеланджело
Флорентийская Пьета Микеланджело: истории Пьеты Бандини с Никодимом и Пьеты Палестрины, сомнения в авторстве и факты, где находятся работы
Во Флоренции представлены две скульптуры «Пьета». Одна из них — Пьета Бандини с Никодимом, где Микеланджело изобразил себя в образе старика, — находится в Музее Оперы Дуомо. Другая — Пьета Палестрины, расположенная в Галерее Академии, некоторое время приписывалась знаменитому мастеру, однако его авторство не было признано, поэтому произведение из каталога Микеланджело исключили. Тем не менее, скульптурная группа стоит рядом с его другими произведениями, сопровождающими посетителей музея к знаменитому во всем мире Давиду.
Пьета Бандини с Никодимом
Скульптура, над которой почти 80-летний Микеланджело работал в период с 1547 до 1555 гг. практически по ночам из-за занятости на строительстве собора Святого Петра, осталась незаконченной. Мало того, автор пытался ее уничтожить ударами молотка то ли из-за обнаруженной в мраморе кремниевой жилки, то ли из-за неудовлетворенности достигнутым результатом.

Мастер отдал обломок работы с фрагментами своему верному слуге Антонио да Кастельдуранте, который попросил флорентийского скульптора Тиберио Кальканьи отреставрировать изуродованную композицию. Впоследствии Антонио продал Пьету римскому коллекционеру Франческо Бандини, который, в свою очередь, установил ее в саду виллы в Монтекавалло.
В 1649 году поместье перешло к кардиналу Луиджи Каппони. Для скульптуры Микеланджело он нашел другое место — в приобретенном в то же время римском дворце Монтечиторио (сегодня в расширенном здании заседает Палата депутатов Италии). В 1671 году Пьеро Каппони, внучатый племянник кардинала, продал Пьету Микеланджело великому герцогу Тосканскому Козимо III Медичи, однако трудности транспортировки не позволяли вывезти работу во Флоренцию целых три года. Наконец, ее отправили в порт Чивитавеккьи, оттуда по морю — в Ливорно, а затем по реке Арно — во Флоренцию.
Пьета Бандини во Флоренции
Скульптура Микеланджело Пьета Бандини около полувека пылилась в подвалах базилики Сан-Лоренцо, после чего в 1722 году ее поместили за главный алтарь собора Санта Мария дель Фьоре. В 1933 году она оказалась в часовне Сант-Андреа, в 1981-м — в Музее Оперы Дуомо, и в 2015-м композиция заняла свое нынешнее место в центре музейного зала «Трибуна Микеланджело».
Как выглядит Пьета Бандини Микеланджело
В несколько измененном от первоначальной задумки сюжете Иисуса кладут в гробницу. Кроме Девы Марии и ее сына, здесь дополнительно присутствуют 2 фигуры: тайного ученика Христа Никодима и Марии Магдалины.
Любопытно, что в образе старика Микеланджело изобразил себя, так как хотел создать «Пьету» для своей погребальной часовни в одной из римских церквей. Будучи в преклонном возрасте, Буонарроти, безусловно, задумывался о смерти. В Пьете Бандини у Христа отсутствует одна нога. Вполне вероятно, она отвалилась из-за жилки в не совсем качественном мраморе, а может быть ее разрушил сам автор в порыве гнева. У основания ноги имеется отверстие, куда при восстановлении предполагалось вставить штифт для фиксации отколовшейся конечности. Однако, ее так и не закрепили.
Единственной завершенной, отполированной фигурой в композиции является Магдалина, явно отличающаяся от всех остальных. Над ней трудился Тиберио Кальканьи, занимавшийся реставрацией изуродованной скульптуры.

Размеры
Высота мраморной группы составляет 2,77 м, ширина — 1,38 м, глубина — 1,25 м.
Где находится Пьета Микеланджело Бандини
Работу великого мастера можно увидеть в зале «Трибуна Микеланджело» Музея Оперы Дуомо. Он находится рядом с Кафедральным собором Флоренции на Пьяцца Дуомо.
Чем заняться
Пьета Палестрины
Произведение было создано из древнего мраморного антаблемента, о чем свидетельствуют остатки прежнего декора на обратной стороне скульптурной группы. Эта Пьета лишь приписывается Микеланджело, а его предполагаемое авторство объясняется незавершенностью композиции, схожей с другими работами позднего периода творчества мастера.

Ни один документ и ни один биограф не упоминают об этой скульптуре вплоть до 1756 года, когда историк Леонардо Чеккони в своей книге Storia di Palestrina написал о Пьете как о «наброске» знаменитого Буонарроти. Работа тогда находилась в церкви Санта-Розалия в Палестрине и простояла там еще 183 года.
Разногласия
В самом начале XX века художественный критик Гренье подтвердил авторство Микеланджело. Его поддержало несколько коллег, в том числе авторитетные историки искусства Адольфо Вентури, Энцо Карли и Пьетро Тоэска. Предложенные датировки создания Пьеты Палестрины колебались между 1550 и 1559 гг.
Впрочем, многие искусствоведы отказались принять утверждение о том, что над скульптурой работал Микеланджело, в связи с чем его авторство было поставлено под сомнение. В результате Пьету Палестрины исключили из каталога работ великого мастера, но уже позже.
Тематические экскурсии:
В Сан-Марко с искусствоведом: фрески итальянского средневековья
Проникнуть в кельи монастыря Сан-Марко и перенестись в Италию 15 века
€98
Знакомство с Микеланджело: «греховность» и «божественность» великого гения
Экскурсия во Флоренции по мотивам фильма Андрея Кончаловского: жизнь и творчество художника
€225
Версии, гипотезы, факты
История умалчивает о первоначальном месторасположении скульптурной группы, и любые указания на него основаны лишь на гипотезах. По одной из версий, Пьета появилась в Палестрине благодаря Виттории Колонна, семья которой в Средневековье владела городком. Женщина дружила с Микеланджело с 1538 года, а он, как уверяют, безмерно ее любил, по крайней мере — платонически. Умерла Виттория за несколько лет до предполагаемого создания Пьеты Палестрины, но мастер успел ей подарить рисунок углем на эту тему (он хранится в бостонском Музее Изабеллы Стюарт Гарднер).
Другая версия связывает скульптуру с семьей Фарнезе, а третья указывает, что Пьета Микеланджело была найдена в Риме в XVII веке, а уже потом оказалась в Палестрине. Как бы там ни было, произведение находилось в погребальной часовне кардинала Антонио Барберини внутри церкви Санта-Розалия-ин-Палестрина.
Пьета Палестрины во Флоренции
В 1939 году работу перевезли во флорентийский Музей эпохи Возрождения (сегодня — Галерея Академии). Один из величайших итальянских искусствоведов Пьетро Тоэска прокомментировал тогда событие в журнале Le Arti: «Дуче подарил Италии шедевр Микеланджело, переданный ему гражданином, пожелавшим сохранить свое имя в тайне».
В 2011 году историку искусства Адриано Амендола удалось реконструировать историю появления Пьеты Палестрины во Флоренции.
Переживавшая финансовый кризис семья Барберини решила продать несколько произведений из своей коллекции, среди которых была и описываемая нами скульптура. Мария Барберини начала вести переговоры с немецким купцом Рудольфом Хайнеманном. При этом обсуждался конечный пункт назначения Пьеты — Метрополитен-музей в Нью-Йорке, что не понравилось итальянским властям.
Вывоз произведения Микеланджело из Италии был заблокирован. И не столько потому, что не хотелось лишать страну работы великого мастера (хотя тогда уже высказывались сомнения по поводу его авторства), как из-за того, что передачу скульптуры в руки США могли расценить как признак слабости внешней политики фашистского режима.
Более того, приобретение и экспонирование Пьеты Палестрины в итальянском музее наверняка стало бы эффективным пропагандистским ходом. Однако была проблема — у государства не оказалось денег на покупку работы. Тогда Муссолини решил «любезно пригласить» к сотрудничеству ломбардского промышленника, генуэзца Джероламо Гаслини, обвиняемого в налоговом мошенничестве. В итоге, бизнесмен заплатил за Пьету 4,5 млн. лир, а Дуче представил сделку как щедрый дар тайного мецената.
Как выглядит Пьета Палестрины
Кроме узнаваемых Мадонны и поддерживаемого матерью безжизненного тела Христа, в скульптурной группе присутствует еще одна фигура. Существует два предположения — либо это Мария Магдалина, либо — святой Иоанн Богослов.

Размеры
Высота Пьеты Палестрины составляет 2,53 м.
Где находится Пьета Палестрины
Работу можно увидеть в зале Prigioni флорентийской Галереи Академии. Он ведет к «Трибуне Давида», где установлен оригинал знаменитой скульптуры Микеланджело.
Чем заняться
Hop-on hop-off автобус на 24, 48 или 72 часа во Флоренции - одно из самых популярных развлечений в городе. 2 увлекательных маршрута, аудиогид на русском языке и бесплатный Wi-Fi на борту!
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!