- Тоскана ›
- Флоренция ›
- Достопримечательности Флоренции ›
- Собор Санта Мария дель Фьоре
Собор Санта Мария дель Фьоре
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция: история, интересные факты, купол Брунеллески, Музей Дуомо
Это величественное сооружение в центре Флоренции, являющееся одним из самых выдающихся архитектурных шедевров средневековой Европы, в 1982 году было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. История строительства кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре насчитывает в общей сложности почти 600 лет. Над его возведением работали знаменитые архитекторы прошлого, такие как Арнольфо ди Камбио, Джотто, Филиппо Брунеллески, Франческо Таленти, Андреа Орканья и многие другие. Сегодня Дуомо является одним из символов Флоренции и пятым в Европе по величине после Собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Миланского Дуомо и Севильского кафедрального собора.
История Санта Мария дель Фьоре
Нынешнее здание собора стоит на фундаменте раннехристианской церкви Санта Репарата, которая со времен Римской империи являлась главным религиозным центром города. Первый камень в основание новой базилики был заложен в сентябре 1296 года автором проекта – архитектором и скульптором Арнольфо ди Камбио.
Главной задачей, поставленной синьорией перед архитектором, было создание более вместительной базилики, чем в соседних городах – Пизе и Сиене. Она должна была превзойти культовые строения не только по размерам, но и по красоте. Строительство длилось почти полтора столетия, а первоначальный проект Арнольфо, скончавшегося около 1301 года, был частично изменен в XIV веке сначала архитектором Франческо Таленти, а затем Джованни ди Лапо Гини.
Купол Брунеллески
К 1380 году было закончено возведение всех стен собора, однако из-за трудностей, возникших со строительством купола, работу приостановили на 40 лет. Водружение грандиозной конструкции по проекту Арнольфо технически было просто не осуществимо и многие архитекторы того времени ломали голову над решением этой непростой задачи. Работы доверили Филиппо Брунеллески, который, перебирая незаконченные эскизы Арнольфо, нашел правильное решение, внеся некоторые корректировки технического характера. Кроме того, при возведении конструкции он разработал также специальные механизмы, позволившие поднимать строительные материалы на высоту. Гениальные находки Брунеллески настолько поразили его современников, что авторство купола было присвоено именно ему.
Конструкция купола Брунеллески представляет собой пустотелый двойной купол, в основе которого лежат 8 главных и 16 дополнительных ребер, соединенных кольцами. Его внутренний диаметр в основании равен более 45 м, а наружный – около 55. Каркас, имеющий вытянутую стрельчатую форму, равномерно распределяет нагрузку верхней оболочки и не дает куполу обрушиться под собственным весом, который составляет около 9 тыс. тонн. Купол собора Санта Мария дель Фьоре до сих пор является самым большим из подобных сооружений в мире, построенных когда-либо в технике кирпичной кладки. В 1572-1579 гг. его внутренний свод был украшен знаменитыми художниками Джорджо Вазари и Федерико Дзуккари, расписавшими фресками площадь порядка 3600 квадратных метров. С наружной стороны, у расположенного на высоте 60 метров основания, находится панорамная терраса с видом на город.
Интересные факты о Дуомо Флоренции
Грандиозные строительные работы возобновились в 1420 году и продолжались без заметных перерывов в течение следующих 15 лет. 25 марта 1436 года папа Евгений IV торжественным благословением освятил здание, чем было официально отмечено завершение его строительства. С тех пор главная церковь города всегда использовалась для собрания горожан при проведении торжеств в религиозные и самые важные флорентийские праздники.
- Здесь были проведены первые публичные чтения «Божественной комедии» Данте, а в 1438 году собирался Совет Флоренции, на котором председательствовал Великий герцог тосканский Козимо I Медичи.
- В 1441 году философ и гуманист Леон Баттиста Альберти, воспользовавшись пребыванием в городе представителей папского двора, провел в соборе знаменитый конкурс поэзии Certame coronario, чтобы продемонстрировать литературное достоинство простого народного языка.
- Начиная с 1491 года, священник Джироламо Савонарола, служивший при базилике Сан Марко, читал здесь свои знаменитые, отмеченные абсолютной моральной строгостью религиозные проповеди, в которых выражал свое отвращение к наглому демонстрированию богатства и упадку традиций.
- Самый трагический момент в истории Санта Мария дель Фьоре произошел 26 апреля 1478 года, когда собор стал ареной жестокого убийства Джулиано Медичи и ранения его старшего брата Лоренцо, известного в будущем как «Лоренцо Великолепный». По поручению семьи Пацци, заинтересованной в низвержении гегемонии Медичи и поддерживаемой Папой Сикстом IV вместе с его племянником Джироламо Риарио, во время мессы в толпе прихожан расположились наемные убийцы, чтобы физически ликвидировать наследников семьи. Однако профессиональный киллер Джованни Баттиста да Монтесекко, который должен был убить Лоренцо, отказался действовать в освященном месте и был заменен менее опытным наемником. В то время как Джулиано попал под град смертельных колотых ранений, Лоренцо удалось убежать в ризницу собора и забаррикадироваться внутри. Возмущенное население Флоренции выступило против заговорщиков – их повесили на стенах Палаццо Веккьо.
На протяжении длительного времени собор Санта Мария дель Фьоре оставался без фасадной части. В 1587 году, при Франческо I Медичи, существовавший декоративный фасад был разрушен по предложению Бернардо Буонталенти. Он выдвинул более «современный» проект, который, однако, так и не был реализован. В последующие века Дуомо Флоренции для важных торжеств оборудовался эфемерными фасадами, и только в 1871 году, после международного конкурса, оживленных дискуссий и ожесточенных дебатов начал строиться настоящий фасад по проекту и под руководством Эмилио де Фабриса. После его смерти работы продолжил Луиджи дель Моро, завершив их в 1887 году.
Санта Мария дель Фьоре внутри
Довольно простой и строгий интерьер собора, представляющего собой великолепный пример флорентийской готической архитектуры, впечатляет пустотой колоссального внутреннего пространства. Высокие своды пролетов, которые всего лишь на три метра ниже сводов готического Собора Бове (самый большой готический собор, находящийся во Франции), покрывают огромное пространство с очень незначительным количеством опор.
При посещении Дуомо Флоренции стоит обратить внимание на некоторые достопримечательности его интерьера:
- расположенные над главным входом часы с циферблатом художника Паоло Уччелло, изготовленные в 1443 году и оснащенные не совсем обычным механизмом. Они идут против часовой стрелки и до сих пор показывают точное время;
- находящуюся ниже мозаику «Коронация Девы Марии», созданную итальянским художником Гаддо Гадди на рубеже XIII-XIV веков, по бокам которой находятся изображения ангелов работы Санти ди Тито (1536-1603 гг.);
- оконные витражи собора, бòльшая часть которых была изготовлена в 1434-1455 гг. по рисункам Донателло, Паоло Уччелло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Кастаньо. На них изображены сцены из Нового и Ветхого Заветов, лики Богородицы, Иисуса Христа и святых;
- роспись купола, выполненную Федерико Дзуккари и Джорджо Вазари в 1572-79 гг., на тему Страшного Суда, выбранную для украшения церкви самим Козимо I Медичи.
В многочисленных часовнях Собора находятся не менее достойные внимания произведения средневекового искусства, а на нижнем уровне базилики можно увидеть гробницы с захоронениями Джотто и Брунеллески – великих флорентийских мастеров, участвовавших в его возведении. Однако подлинные сокровища Санта Мария дель Фьоре хранятся в музее Дуомо, где собраны шедевры Микеланджело, Донателло, Луки делла Роббиа, Антонио дель Поллайоло, Верроккьо и некоторых других знаменитых мастеров.
Санта Репарата в Дуомо Флоренции
Под Санта Мария дель Фьоре находится древнее сердце Флоренции – остатки раннехристианской церкви Санта Репарата, которая являлась первым собором города. Археологические раскопки, проводившиеся с 1965 по 1973 гг., выявили многочисленные надгробия священнослужителей, в том числе могилы двух пап – Стефана IX (Фридрих Лотарингский, 1010-1058) и Николо II (Gerard de Bourgogne, 980-1061), который был епископом во Флоренции до 1058 г., а также гробницу Филиппо Брунеллески.
Интересный факт
Согласно одной из древних легенд, церковь построили в честь победы над остготами во главе с королем Радагайзо. Решающая битва произошла 8 октября 406 года, в день Святой Репараты. По преданию, молодая 12-летняя девушка из Кесарии (провинции Римской империи в Палестине) подверглась жестоким пыткам и обезглавливанию при римском императоре Траяно Дечио (Traiano Decio, 201-251гг.) за отказ приносить пожертвования языческим богам. Почитаемая католической церковью как святая, Репарата Кесарийская оставалась главной покровительницей Флоренции до 1298 года, когда город был отдан под покровительство Иоанна Крестителя и Богородицы.
Внутри Дуомо, с правой стороны от центрального нефа, находится лестница, которая ведет к раскопкам древнего собора, где сохранились его стены и великолепный пол, выложенный полихромной мозаикой. Путешествие в прошлое дополняет представленная здесь экспозиция керамики, римского стекла и предметов из мрамора, обнаруженных при археологических раскопках Санта Репарата.
Музей собора Санта Мария дель Фьоре
Здание нынешнего музея, расположенное с тыльной стороны собора, использовалось для размещения Оперы дель Дуомо – светского учреждения, основанного Флорентийской Республикой в 1296 году. Оно занималось управлением возведения главного церковного храма города. После завершения его строительства в 1436 году и на протяжении всех последующих столетий основной задачей Оперы являлось поддержание сохранности всего комплекса зданий на Пьяцца дель Дуомо, включающего в себя собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольню Джотто.
Интересный факт
Здание Оперы дель Дуомо использовалось, также, художниками и скульпторами в качестве мастерской. В 1501-1504 гг. Микеланджело Буонарроти изваял здесь свою знаменитую статую Давида. Скульптура высотой более 5 метров, изображающая библейского героя перед встречей с Голиафом, первоначально была размещена на Пьяцца делла Синьория как символ Флорентийской Республики, победившей врагов. Считающаяся мировым шедевром и одним из символов Флоренции, сегодня она хранится в Галерее Академии.
С 1891 года для публики была открыта часть помещений, в которых демонстрировалась коллекция экспонатов, представлявшая историю возведения собора: различные модели проектов фасада XVII века, средневековые механизмы и приспособления, использовавшиеся при строительстве, а также древние оригинальные скульптуры Арнольфо ди Камбио, украшавшие первоначальный фасад собора.
Сегодня в Museo dell’Opera del Duomo, занимающего три этажа древнего здания, представлено большое количество шедевров, демонстрирующих развитие флорентийской скульптуры с XIV по XVI век. Среди наиболее важных экспонатов, которые обязательно стоит увидеть – одна из последних незаконченных работ Микеланджело «Пьета Бандини» (1555 г.), деревянная скульптура Донателло «Кающаяся Магдолина» (1453 г.), оригинальные бронзовые панели со сценами из Ветхого Завета, отлитые в 1452 г. скульптором Лоренцо Гиберти для дверей баптистерия и известные как «Porta del Paradiso» (Врата Рая). Кроме того, в музее хранятся многочисленные древнеримские артефакты, использовавшиеся при строительстве флорентийских храмов и находившиеся в них ранее. Особую значимость имеют некоторые оригинальные украшения собора, которые по причинам сохранности были удалены из их первоначального местоположения и заменены копиями.
Посещение комплекса Кафедрального собора
Вход в собор Санта Мария дель Фьоре бесплатный. Посещение Музея Собора и раскопок древней базилики Санта Репарата осуществляется по единому билету, в стоимость которого входит, также, посещение баптистерия Сан Джованни, колокольни Джотто и купола Брунеллески. Он действителен в течение 30 календарных дней со дня покупки и на протяжении 72 часов с момента первого посещения обозначенных в нем исторических достопримечательностей.
Как добраться до собора Санта Мария дель Фьоре
Кафедральный собор Флоренции находится в историческом центре города на площади Пьяцца дель Дуомо. Кратчайший пеший маршрут от центрального ж/д вокзала, занимающий не более 20 минут, – по via Panzani до пересечения с улицей Cerretani, которая выводит на соборную площадь.
Кроме того, добраться до собора Санта Мария дель Фьоре можно на автобусах линий С1,С2 и С4, которые следуют по специальным историческим маршрутам Флоренции.
Hop-on hop-off автобус на 24, 48 или 72 часа во Флоренции - одно из самых популярных развлечений в городе. 2 увлекательных маршрута, аудиогид на русском языке и бесплатный Wi-Fi на борту!
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!
СОБОР САНТА МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ: информация для туристов
Адрес
Piazza del Duomo, 50122 Firenze FI, ИталияРежим работы
с 10:30 до 13:00Стоимость билета
посещение собора бесплатно