Парма

Базилика Санта Мария делла Стекката

 

Базилика Санта Мария делла Стекката и Константиновский музей в Парме: посмотреть шедевры, режим работы и билеты, история создания и где находится

Одним из ярких примеров архитектуры эпохи Возрождения в Парме является базилика Санта Мария делла Стекката. Она была возведена в 1521-39 гг. для сохранения чудотворного образа кормящей Младенца Девы Марии, украшавшего ранее фасад оратория XIV века. Церковь является частью наследия Константиновского ордена, а с 2006 года — резиденцией Константиновского музея Стеккаты. Здесь находится усыпальница герцогов Пармы — Фарнезе, хранятся шедевры искусства и многочисленные дары прихожан. В 2008 году церковь получила статус Малой папской базилики.

Строительство и украшение базилики Санта Мария делла Стекката сопровождалось скандалами и судебными разбирательствами. За много веков она не раз реставрировалась, расширялась и преобразовывалась. Здание было повреждено во время Второй мировой войны и восстановлено в своем историческом виде.

История базилики Санта Мария делла Стекката

На месте нынешней церкви в 1392 г. была возведена молельня, где находился почитаемый образ святого Иоанна Крестителя в виде фрески. Позже здание стало резиденцией Братства, посвященного Деве Благовещения и предназначенного для раздачи брачного приданого бедным незамужним девушкам, оставшимся без защиты со стороны отца.

К концу XIV века на фасаде оратория появилось изображение кормящей Богоматери, быстро ставшее объектом особой преданности жителей Пармы и получившее название Мадонны делла Стекката. Для возможности регулирования потока паломников, территорию оградили забором.

В целях сохранения чудодейственного образа, в 1521 году решили построить грандиозное святилище, и уже 4 апреля епископ Лоди Николо Урбани заложил первый камень в фундамент будущей церкви. Ее освятили во имя Санта Мария делла Стекката 24 февраля 1539 года.

Архитектура

Здание базилики Санта Мария делла Стекката является великолепным образцом архитектуры Пармы эпохи Возрождения. Оно построено в элегантном стиле Браманте архитекторами Бернардино Дзакканьи из Торрекьяры и его сыном Джован Франческо. Считается, что структура базилики слишком похожа на «пергаментный план» Браманте, созданный для собора Святого Петра в Риме.

Некоторые архитектурные детали были поручены Джан Франческо д’Аграте, которому удалось сначала поссориться с отцом и сыном Дзакканьи вплоть до вынесения спора на уровень судейской комиссии в 1524 году, а затем добиться их увольнения в конце 1525 года, взяв руководство дальнейшими работами в свои руки. Хотя есть мнение, что архитекторы могли уйти сами, возможно — из-за травм, полученных при строительстве церкви.




В плане здание базилики Санта Мария делла Стекката имеет форму греческого креста, с выступающими полукруглыми апсидами и квадратными угловыми часовнями, где традиционно проводились богослужения. Проект центрального купола 1526-27 гг. приписывается Антонио да Сангалло-младшему, которого папа Климент VII отправил в Парму для проведения цикла работ по укреплению обороноспособности города.

Фасад украшен пилястрами с завитками, окнами-бифориями и рядом двойных круглых проемов-глазок, лепными гирляндами, вазонами и двумя уровнями скульптур. Верхняя часть заканчивается балюстрадой, купол окружен галереей с арочными проемами, повторяющимися в световом фонаре.

базилика святой марии парма, церкви пармаИнтерьер © Palickap / Wikimedia Commons

Шедевры базилики Стекката

Художественное оформление интерьера базилики Санта Мария делла Стекката первоначально было поручено итальянскому художнику Пармиджанино (1503-1540 гг.), который между 1531 и 1539 гг. создал впечатляющую фреску, ставшую скандальным шедевром мастера. Под аркой пресвитерия изображена библейская притча о Мудрых и Неразумных девах, дополненная буйством красок. С этой фреской связана неприятная история, которая, по свидетельству Вазари, ослабила Пармиджанино до такой степени, что привела к безвременной смерти. Казалось бы, счастливый шанс престижного и выгодного предложения украсить главную апсиду новой базилики Стеккаты, на самом деле обернулось настоящей трагедией в человеческой судьбе художника.

пармиджаниноТри Мудрые Девы и три Неразумные Девы, фреска Пармиджанино

Работы по контракту планировалось закончить за 18 месяцев, но тяжелые условия «под открытым небом» (купол церкви Санта Мария делла Стекката был полностью завершен лишь к 1539 году), хроническая нехватка средств, требования заказчика предоставить гарантии поручителей и, как предполагается, усердные занятия мастера алхимией привели к скандальному разрыву Пармиджанино с братством Стекката.

С учетом продления сроков, работа в общей сложности должна была занять примерно 2 года, но фактически она составила сто девять дней, распределенных почти на 10 лет. Процесс сопровождался постоянными скандалами и требованиями вернуть аванс, разрывом договоренности о росписи апсиды, арестом художника и его двухмесячным тюремным заключением. После освобождения Пармиджанино бежал в Казальмаджоре (Ломбардия), где скончался в августе 1540 года в возрасте 37 лет, возможно — от малярии или, по словам Вазари, от отравления веществами, используемыми в алхимических опытах. К этому времени «тягости мира сего» превратили милого юношу в опустившегося, мрачного старика. Таким стал печальный финал великого мастера.

Работы Пармиджанино были продолжены Микеланджело Ансельми, который выполнил в 1541-56 гг. росписи апсид «Коронация Богородицы» и «Поклонение Богородице», а также Бернардино Гатти, изобразившим в 1560-72 гг. «Успение Богородицы» на внутреннем своде церковного купола.

Базилика Санта Мария делла СтеккатаКоронация Богородицы Микеланджело Ансельми © Sailko / Wikimedia Commons

В 1851 году у входа в базилику Санта Мария делла Стекката была установлена Пьета работы Томмазо Бандини, посвященная памяти Марии Луизы Австрийской. В 1905 году сюда же перенесли надгробный памятник Адаму Нейппергу, морганатическому супругу герцогини. Монумент, изначально предназначавшийся для церкви Сан Людовико, выполнил в 1831 году Лоренцо Бартолини.

Базилика Санта Мария делла Стекката

Фреска Санта Мария делла Стекката

Почитаемый образ Богоматери Стеккаты — объект поклонения с начала 1400-х годов и центральное ядро всего Святилища. Изображение представляет собой «Кормящую Мадонну» — символ материнства Девы и истинной человечности воплощенного Сына Божьего. Фреска конца XIV века мастеров школы Феррары была перенесена к главному алтарю базилики Санта Мария делла Стекката в ночь с 23 на 24 февраля 1539 года при огромном скоплении народа. Фреска Богоматери была отреставрирована в 1970 году вместе с росписью Пармиджанино.

Путешественникам нравится:

Константиновский музей

В здании с южной стороны базилики Санта Мария делла Стекката в 2006 году был открыт музей. Богатое историко-художественное наследие древнейшего военного Константиновского ордена святого Георгия, учрежденного после победы Константина над Максенцием в 312 году в сражении на Мульвиевом мосту в Риме, позволило создать музейный маршрут, включающий насколько локаций.

Базилика Санта Мария делла Стекката

Галерея гербов представляет родовые геральдические знаки, принадлежавшие рыцарям Константиновского ордена, которые были назначены Марией Луизой Австрийской, имевшей звание Великого Магистра Ордена с 1816 по 1847 гг. Здесь же можно увидеть две большие позолоченные деревянные статуи Сан Доменико и Санта Роза, созданные резчиком Лоренцо Айли в XVII веке.

Картинная галерея хранит художественные полотна и рисунки различных авторов XVI-XIX вв. Среди имен — Галли да Бибьена, Джироламо Маццола Бедоли, Винченцо Камуччини, Александр Рослин, Микеле Дезублио и других.

Зал Бурбонов включает геральдическое наследие Константиновского ордена Святого Георгия и раритетные предметы, принадлежавшие семьям Бурбонов и Фарнезе, в том числе:

Погребальная часовня занимает в Константиновском музее особое место. Это — первая комната, куда можно попасть, спустившись с двух лестничных пролетов. Склеп был построен в 1823 году по указанию Марии Луизы Австрийской, доверившей проект Паоло Тоски, одному из главных героев художественной и культурной жизни княжества Парма в XIX веке. В часовне, разделенной на два нефа, находятся гробницы 26 членов семьи Фарнезе, в том числе герцога Пармского Алессандро Фарнезе и его жены — португальской инфанты Марии де Гимарайнш. Также здесь нашли свое последнее пристанище более поздние титульные герцоги Пармы и Пьяченцы династии пармских Бурбонов. В нише склепа находится хрустальная урна с сердцем Карла III Бурбонского, герцога Пармы.

Ризница богато украшена резьбой по дереву работы Джованни Баттиста Маскерони при помощи Карло Роттини и Ринальдо Торри. Статуи четырех евангелистов созданы в 1670 году Франческо Николини. «Святое Семейство» над алтарем в 1607 году написал фламандский художник Джованни Сонс. В Сагрестии Нобиле хранятся ценные пожертвования Константиновскому ордену, поступавшие на протяжении веков, коллекции серебра, реликварий работы Джузеппе Дориа и священные одеяния XVI-XVII вв., представляющие собой шедевры вышивки и цветовой гармонии. В ризнице находится мраморная гробница второго герцога Пармы, Пьяченцы и Кастро — Оттавио Фарнезе, перенесенная сюда в 1813 году из разобранной церкви Сан Пьетро Мартире. Гробница была выполнена Антонио Брианти в XVIII веке.

Режим работы

Церковь открыта ежедневно с 07:30 до 12:00 и с 15:00 до 18:30.

Посещение Константиновского музея:

Билеты

Вход в церковь — свободный.

Цена билета в музей — 5 евро.

Как добраться до базилики Санта Мария Стекката

Достопримечательность находится в непосредственной близости от Театро Реджо, в 2 мин. ходьбы от Пьяцца Гарибальди и в 3 мин. от Палаццо Пилотта. Ближайшая автобусная остановка маршрутов № 1 и 15 — «Teatro Regio». Вход в базилику — со стороны Str. Giuseppe Garibaldi.

Адрес: Базилика Санта Мария делла — Str. Giuseppe Garibaldi, 5; Константиновский музей — Piazza della Steccata, 9.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Дата последнего обновления: 02.07.2021
Автор статьи: Италия для италоманов © unitalia.ru
   

,,,

Интересные достопримечательности Италии

©unitalia.ru, 2015-2021
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта unitalia.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на unitalia.ru.