Рим

Площадь Навона

 

Пьяцца Навона в Риме: все достопримечательности площади Навона, фонтаны, церкви, дворцы, краткое описание, фото, где находятся на карте, часы работы и как добраться

В Древнем Риме на этом месте находился стадион Домициана, построенный самим императором в 85-86 гг. н. э., и восстановленный Александром Северусом в III веке. Богато украшенный статуями, он имел вытянутую прямолинейную форму длиной около 270-ти метров, вмещая до тридцати тысяч зрителей, и являлся единственным подобным сооружением в городе, построенным полностью из камня. Поскольку это был стадион, а не цирк, здесь не было разделительной насыпи, прореза́вшей арену вдоль центральной оси (как в Circo Massimo), и не устраивались круговые гонки на колесницах – сооружение использовалось исключительно для легкоатлетических соревнований как на древнегреческих аренах Олимпии и Афин. Сегодня это место занимает площадь Навона – символ римского барокко с шедеврами Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Джироламо Рейнальди и Пьетро да Кортона.

История площади Пьяцца Навона неразрывно связана со знатной умбрийской семьей Памфили. Папа Иннокентий X (Джованни Баттиста Памфили, 1574-1655) обогатил это место монументальной архитектурой, фонтанами и выполненными по его заказу многочисленными скульптурными элементами. Именно он придал площади нынешний очаровательный вид, который завораживает своей удивительной атмосферой каждого ступившего на ее брусчатку.

Площадь НавонаПлощадь Навона © Myrabella / Wikimedia Commons

Фонтаны на площади Навона

Попадая с любой из окружающих площадь улиц, первое, что бросается в глаза – это фонтаны площади Навона. Одаривая живительной прохладой, они на протяжении нескольких сотен лет восхищают многие людские поколения своей непревзойденной красотой.

Фонтан Четырех рек

Расположенный по центру площади Навона Фонтан Четырех рек является одной из римских жемчужин скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Представляя собой ранее обычный, квадратной формы резервуар для поения лошадей, он был перестроен в 1648-1651 гг. по заказу папы Иннокентия X.

Площадь НавонаФонтан Четырех рек © Zach Dischner / Wikimedia Commons

Нынешний водный бассейн фонтана украшен скульптурной группой из мрамора, поддерживающей египетский обелиск из Цирка Максенция, который увенчан голубем Святого Духа, несущим оливковую ветвь, и представляющим символическую эмблему понтифика. Четыре колоссальные скульптуры мужских фигур олицетворяют великие реки четырех континентов: Нил, Дунай, Ганг и Рио делла Плата.

Фонтан Мавра

Расположенный в южной части Пьяцца Навона фонтан Мавра является одним из трех монументальных фонтанов на площади. Его многолепестковый резервуар, построенный Джакомо делла Порта, в 1651 году был расширен внешним бассейном такой же формы и обогащен скульптурами Бернини. Однако большая раковина с тремя дельфинами, которой Бернини украсил центральную часть фонтана, не понравилась папе Иннокентию X, и в следующем году всю скульптурную группу переместили на виллу понтифика на холме Яникул.

Площадь НавонаФонтан Мавра © Fczarnowski / Wikimedia Commons

В 1654 году фонтан украсили новой скульптурной композицией в виде гигантского морского персонажа, держащего за хвост тщетно извивающегося дельфина, которую изваял по эскизу Бернини римский скульптор Джованни Антонио Мари. Название фонтана унаследовано особенностями изображения скульптурного героя, напоминающего Мавра.

Фонтан Нептун

Находящийся в северной части площади Навона, фонтан Нептун когда-то он был известен как фонтан Кальдераи, так как располагался недалеко от старинной улочки Vicolo dei Calderai с многочисленными кузнечными мастерскими и магазинами продавцов сковородок, горшков и прочей домашней хозяйственной утвари, сделанной из меди. Водный резервуар фонтана также создал итальянский архитектор Джакомо делла Порта в 1575-1576гг. по заказу папы Григория XIII.

Площадь НавонаФонтан Нептун © Sonse / Wikimedia Commons

Свое нынешнее название фонтан получил в 1878 году после добавления двух скульптурных групп, созданных архитекторами Грегорио Заппала (Нереиды с херувимами и морскими коньками) и Антонио делла Битта (Нептун, сражающийся с осьминогом), которые выиграли публичный конкурс, проведенный муниципалитетом Рима в 1873 г. Таким образом, фонтан Нептун получил стилистическое созвучие с двумя другими фонтанами на площади Навона.

Лучшие предложения для отдыха в Риме

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от площади Пьяцца Навона - тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Площадь НавонаЦерковь Nostra Signora del Sacro Cuore © Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Площадь НавонаЦерковь Сант Аньезе ин Агоне © Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

Неттуно и Анцио: провести время в духе римского уик-энда

Переключить внимание с шедевров столицы на историческое наследие и курортное обаяние ее окрестностей

от €130 за экскурсию

Подробнее >>

Константин Великий и раннехристианский Рим

О правителе, при котором христианство стало официальной религией, и первых храмах новой веры

€40 за человека

Подробнее >>

Рим для подростков

Окунуться в студенческие будни римского университета La Sapienza

€100 за экскурсию

Подробнее >>

Смотреть все экскурсии >

Палаццо на Пьяцца Навона

Одной из достопримечательностей этого самого популярного туристического места в Риме являются исторические дворцы, которые сегодня создают уникальный архитектурный ансамбль площади Навона.

Палаццо Памфили

Адрес: Piazza Navona, 14

Примыкающее к церкви Сант Аньезе ин Агоне здание Палаццо Памфили было построено на площади Навона между 1644 и 1650 гг. по проекту архитектора Джироламо Райнальди. Возведенный в стиле позднего ренессанса дворец стал выражением престижа семьи Памфили в период понтификата Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили), а также резиденцией его невестки Олимпии Майдалькини, являвшейся доверенным лицом и советником Папы. В нынешнее время в нем располагается посольство Бразилии в Италии.

Площадь НавонаПалаццо Памфили © Blackcat / Wikimedia Commons

23 зала первого этажа здания украшены фризами и фресками таких именитых художников, как Джачинто Джеминьяни, Андреа Камассеи, Джачинто Бранди, Франческо Аллегрини и Пьеро Франческо Мола. Однако главной достопримечательностью дворца является его галерея на втором этаже, свод которой расписан художником Пьетро да Кортона циклом фресок с изображением сцен из «Истории и жизни Энея».




Палаццо де Купис-Туччимеи

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 10,

Строительство дворца восходит к XVI веку, когда кардинал Джандоменико де Купис, получивший в 1517 году назначение в Рим, решил расширить свою недвижимость, которую семья имела в районе площади Навона с прошлого века. На фасаде здания, выходящем на виа Санта Мария дель Анима, на входном портале из тесаного камня все еще виден барельеф с фамильным гербом семьи, изображающим восставшего на дыбы горного архара.

Площадь НавонаОбращенная на площадь Навона тыльная сторона Палаццо де Купис © Arnaud 25 / Wikimedia Commons

После смерти кардинала дворец на протяжении нескольких столетий сдавался его потомками в аренду разным высокопоставленным особам, например, Шипионе Гонзаго (1595-1670), графу Боццоло, по вине которого в Риме произошел громкий скандал. Большой любитель карточных игр, он превратил палаццо в чем-то вроде подпольного игорного заведения.

Это интересно!
Согласно хроникам XVII века, один из правнуков Джандоменико де Купис, женился на юной дворянке Констанции Конти, известной своей красотой и, прежде всего, изящными и красивыми руками. Художник Бастиано, у которого была мастерская на via dei Serpenti (и поэтому его звали «Bastiano alli Serpenti») изваял их гипсовую копию, чтобы люди, не имевшие возможности лично полюбоваться руками женщины, могли созерцать их точное воспроизведение, выставленное в окнах его мастерской на бархатной подушке.
Однажды один доминиканский монах, проповедовавший в Сан Пьетро ин Винколи, был настолько очарован великолепием этих рук, что, комментируя работу художника, сказал: «Будь эти красивые руки от реального человека, они могли бы быть даже отрезанными кем-то из ревности». Эта фраза, достигшая Констанции, очень впечатлила религиозную девушку, посчитавшей, что согласие на изготовление слепка руки было тяжким грехом тщеславия и, чтобы искупить эту вину (и из страха перед предсказанием), она заперлась во дворце. Тем не менее, это была бесполезная предосторожность: однажды, вышивая, она уколола палец иглой – рана была инфицирована и началась гангрена. Врачи были вынуждены ампутировать ее руку, тем не менее, возможно из-за сепсиса, красивая Констанция вскоре скончалась.
Ночами, в полнолуние, ее бледная красивая рука, продолжает появляться за одним из окон на первом этаже старинного здания на улице Санта Мария дель Анима. Кроме того, многие жители Рима видели мимолетно появляющейся призрак женщины, которая, по их мнению, тщетно пытается найти свою утраченную руку.

Однако наибольшую известность здание получило в XVIII-XIX вв., когда во дворце размещался популярный кукольный театр Орнани, (позже театр Эмилиани) с сицилийскими куклами-марионетками. В 1817 году часть Палаццо де Купис была продана семье Туччимеи, которая вскоре приобрела все здание. Сегодня здесь располагается фешенебельный отель Palazzo De Cupis.

Палаццо Браски

Адрес: Piazza di San Pantaleo, 10, и Piazza Navona, 2
Часы работы: ежедневно, 10:00-19:00. Выходной — понедельник.

Расположенный между площадью Навона и Корсо Витторио Эмануэле, Палаццо Браски был построен в 1791-1804 гг. архитектором Козимо Морелли по заказу племянника папы Пия IV Луиджи Браски Онешти.

Площадь НавонаПалаццо Браски на площади Навона © Geobia / Wikimedia Commons

Дворец трапециевидной формы в стиле неоклассицизма с середины XX века является Музеем Рима, в экспозиции которого представлены многочисленные скульптуры, картины, гобелены и мебель XVIII-XIX вв. Особого внимания заслуживает монументальная лестница, состоящей из двух пролетов с восемнадцатью красными гранитными колоннами с ионическими капителями, на которых выделяются геральдические символы Браски и Онешти.

Палаццо де Торрес-Ланчеллотти

Адрес: Piazza Navona, 114

Строительство дворца, главный фасад которого занимает часть южной стороны площади Навона, началось в первом десятилетии 1500-х гг. по заказу архиепископа Салерно и члена Верховного Совета Италии Луиджи де Торреса (1495-1553), семья которого сыграла важную роль в эпоху Контрреформации Католической Церкви в Риме. В XVII веке дворец был унаследован семьей Ланчеллотти, владеющей им до сих пор.

Площадь НавонаПалаццо де Торрес-Ланчеллотти © Wikiromano / Wikimedia Commons

Дворец, возведенный по проекту неаполитанского архитектора Пирро Лигорио в стиле позднего Возрождения, отличается впечатляющим внутренним убранством с изысканными фризами и гротескными сводами в классическом стиле, расписанными сюжетами библейской тематики художником Агостино Тасси. Особое восхищение вызывает украшение большого бального зала палаццо с изображением сцен из битвы при Лепанто (1571), работы неизвестных римских художников, а также изысканный деревянный потолок с фамильным гербом Ланчеллотти.

Достопримечательности площади Навона на карте

На карте, представленной ниже, отмечены все вышеописанные достопримечательности, расположенные на Пьяцца Навона.

Как добраться до Пьяцца Навона

Площадь находится в историческом центре Рима, но довольно далеко от станций метрополитена, поэтому добраться до Пьяцца Навона лучше всего на автобусе, курсирующем по Corso del Rinascimento. Ближайшие к площади остановки общественного транспорта – Senato и Rinascimento. Автобус № 70, 81, 87, 492, 628.

Туристическая музейная карта Рима

Официальная туристическая музейная карта Рима позволяет посетить бесплатно или со скидкой все главные достопримечательности Вечного Города, а также бесплатно и без ограничений пользоваться городским транспортом. Карта действует в течение 24, 48 или 72 часа.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Дата последнего обновления: 28.01.2021
Автор статьи: Италия для италоманов © unitalia.ru
   

,,

Интересные достопримечательности Италии

©unitalia.ru, 2015-2024
Все текстовые материалы и дизайн данного сайта unitalia.ru являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации, опубликованной на unitalia.ru.