Палаццо делла Пилотта в Парме

Дворцовый комплекс Палаццо делла Пилотта в Парме включает Национальную художественную галерею, Бодонский и археологический музей, театр Фарнезе, историческую Палатинскую библиотеку

Дата последнего обновления: 19.07.2020

Палаццо делла ПилоттаПалаццо делла Пилотта © Sailko / Wikimedia Commons

Внушительный дворцовый комплекс Палаццо делла Пилотта, ставший символом герцогской власти семьи Фарнезе, был построен около 1580 года Оттавио Фарнезе в качестве главного административного здания герцогства Парма и Пьяченца. Единственным упомянутым в архивных документах автором проекта является Джованни Босколи, однако есть мнение, что работы выполнял приближенный к герцогу военный архитектор Франческо Пачотто.

Сегодня во дворце находятся: Национальная художественная галерея Пармы, Национальный археологический музей, Театр Фарнезе, Палатинская библиотека, Бодонский музей и действующая Государственная школа искусств Паоло Тоски.

Национальная художественная галерея Пармы

Коллекция произведений художественного искусства была основана правящей династией Фарнезе в эпоху Возрождения. В 1752 году герцог Пармский Филипп I открыл во дворце картинную галерею и учредил при ней Академию изящных искусств. В период французского правления 1803-1814 гг. многие полотна были вывезены в Париж и возвращены только после низложения Наполеона. В 1816 году, когда управление герцогством перешло Марии Луизе Австрийской, по ее указанию был построен отдельный зал La Rocchetta, специально предназначенный для картин выдающегося художника эпохи Возрождения Антонио Аллегри (1489-1534), более известного как Корреджо.

Сегодня в Национальной галерее можно увидеть работы Каналетто, Пармиджанино, Тинторетто, Беато Анджелико и других мастеров Ренессанса, в том числе такие шедевры, как «Успение Богородицы» Сандро Ботичелли (ок.1500) и «Скапильата», написанный Леонардо да Винчи по дереву около 1508 г.

Театр Фарнезе

Строительство театра, расположенного на первом этаже Палаццо делла Пилотта, началось в 1618 году по распоряжению герцога Пармы и Пьяченцы Рануччо I Фарнезе. Поставленным на сцене театра спектаклем он хотел приветствовать великого герцога Тосканского Козимо II, который направлялся в Милан, чтобы почтить могилу канонизированного в 1610 году Церковью святого Карло Борромео. Работы, производившиеся по проекту архитектора Джованни Баттиста Алеотти (1546-1636) в большом Зале Антиквариума, были закончены уже осенью того же года. Однако из-за неожиданной болезни Козимо II был вынужден отменить запланированное паломничество.

Театр оставался незадействованным почти десять лет и был впервые открыт лишь 21 декабря 1628 года по случаю свадьбы Одоардо, сына Рануччо I Фарнезе, и Маргариты Медичи, дочери Козимо. С тех пор его сцена использовалась только восемь раз: последний – в 1732 году, по случаю перехода герцогства Парма и Пьяченца под управление Карла Себастьяна ди Борбоне. После спектакля 1732 года театр неумолимо пришел в упадок. Во время II мировой войны, в результате бомбардировки союзников 13 мая 1944 года, он был почти полностью разрушен. Сегодня восстановленный в 1956-60 гг. в соответствии с оригинальным дизайном Театр Фарнезе представляет еще один престижный вход в Национальную галерею Пармы, а также является сценой для проведения мероприятий.

Национальный археологический музей Пармы

Он был основан в 1760 году Филиппо I для сохранения предметов, обнаруженных в ходе археологических раскопок, проведенных самим герцогом в Веллии. В частности, тогда были найдены многочисленные фигуры из бронзы и 12 мраморных статуй эпохи правления династии Юлиев-Клавдиев. В первой половине XIX века герцогиня Мария Луиза Австрийская обогатила собрание приобретением нумизматических коллекций, а также предметами греческого, итальянского, этрусского и египетского происхождения. Среди демонстрирующихся экспонатов особое место занимает барельеф сановника Аменемоне эпохи древнеегипетского фараона Аменхотепа III (XIV в. до н.э.), многочисленные греческие вазы, датируемые 520-510 гг. до н.э., колоссальная голова Зевса, великолепная копия статуи Эроса Праксителя, погребальные памятники и мозаики позднего античного периода.

Часы работы – закрыт на переустройство с 05.12.2019

Палатинская библиотека

Основанная герцогами Филиппо и Фердинандо Бурбонскими, библиотека была официально открыта в мае 1769 года в присутствии австрийского императора Иосифа II. Сегодня здесь хранится более 700 тыс. томов – древних рукописей, средневековых инкунабул, рисунков и гравюр. Особое место занимает обширная коллекция еврейских рукописей, являющаяся одной из самых больших в мире. В частности, освященная еврейская Библия, впервые представленная общественности в 2019 году по случаю Европейского дня еврейской культуры, является самой старой версией Священного Писания, присутствующего на территории Италии.

Часы работы – пн-чт с 08:10 до 19:10, пт, сб с 08.10 до 13:50

Бодонский музей

Музей расположен в Палаццо делла Пилотта на верхнем этаже Палатинской библиотеки и полностью посвящен итальянскому граверу и типографу Джамбаттиста Бодони (1740-1813), который добился исключительных технических результатов в книгопечатании. Издания Бодони имели огромную популярность среди европейской аристократии благодаря качественно выполненным богатым иллюстрациям и элегантным, собственноручно разработанным типографским шрифтам. Так, например, шрифт Bodoni, разработанный им в 1798 году, присутствует в стандартном наборе шрифтов MS Word.

Собрание Музея Бодони состоит из тысяч томов корреспонденции, пробных оттисков и типографских инструментов, использовавшихся книгопечатником-новатором. Одна из самых ценных коллекций посвящена истории эволюции книги, прослеживающая ее создание от рукописей до печатных изданий.

Часы работы суббота с 09:00 до 13:00, пн-пт – по предварительному заказу, выходной – воскресенье.

Где находится Палаццо делла Пилотта

Автор статьи: Италия для италоманов © unitalia.ru

   

,,,