- Венето ›
- Верона ›
- Достопримечательности Вероны ›
- Церковь Санта Анастасия
Церковь Санта Анастасия
Базилика ди Санта Анастасия в Вероне: история и архитектура, главные шедевры и что посмотреть, режим работы, билеты, как добраться
Церковь Святой Анастасии, или Сан Пьетро да Верона, является самой большой и представительной в городе. Древний храм располагался в конце decumanus maximus, главной римской дороги в Вероне, соединявшей Порта Борсари с исчезнувшим мостом Постумио. Учитывая, что новая базилика оказалась рядом с Пьяцца деи Синьори, где правители Вероны Скалигеры имели свои дворцы, и что они финансово поддерживали религиозный комплекс, можно предположить, что Санта Анастасия была официальной церковью их двора. Во всяком случае несколько представителей делла Скала оставили большие суммы в ее пользу.
Даже сегодня церковь Санта Анастасии, внушающая великую духовность, является отправной точкой для нескольких важных событий в епархиальной жизни Вероны, в том числе начала Великого пост для священников и Страстной седмицы с шествием пальм.
История церкви Санта Анастасия в Вероне
Считается, что на месте нынешней базилики в ломбардный период располагались две христианские церкви, построенные по желанию остготского короля Теодориха. Одна была посвящена Реймсскому епископу и апостолу франков святому Ремигию (437-533), а другая — святой Анастасии. Самая ранняя информация о первом здании датируется 890 г. Следующее упоминание встречается в документе о пожертвовании в 1082 г., затем — в перечислении церковных владений в 1087 г.
Около 1260 г. монахи-доминиканцы, обитавшие в то время за пределами городских стен недалеко от Порта Сан Джоржо и добившиеся, благодаря существенной финансовой поддержке, прекрасного экономического положения, получили от епископа Вероны Манфредо Роберти землю вокруг древнего храма для строительства собственной новой церкви и нового монастыря. Возведение готической базилики, посвященной святому мученику Петру Веронскому, доминиканцу и со-покровителю города вместе со святым Зеноном, началось в 1290 году и закончилось только в сороковых годах XV века. Церковь торжественно освятили 22 октября 1471 года, однако мелкие работы продолжались еще более двух столетий. Впрочем, фасад так и не был завершен.
В числе покровителей, спонсоров и завещателей в пользу строительства значились представители семей Скалигеров и Гульельмо да Кастельбарко. По воле последнего, он был похоронен в саркофаге «под балдахином», слева от нынешней церкви Святой Анастасии, над портиком, который когда-то вел к монастырю. Этот ковчег послужил вдохновляющим примером для создания знаменитых Арок Скалигеров.
По приказу Наполеона храм был закрыт в 1807 году и передан светскому духовенству, а ныне заброшенный соседний монастырь стал резиденцией Государственного лицея Шипионе Маффеи. В 1878-81 гг. базилику Санта Анастасия тщательно отреставрировали. В частности, была укреплена колокольня, заменены мраморные элементы центрального портала и отремонтированы алтари часовен. Другие важные вмешательства происходили в 1967-70х гг., в 1981-м и второй половине 2000-х.
Санта Анастасия
Святая Анастасия Узорешительница приняла мученическую смерть в период «великого гонения» на христиан при императоре Диоклетиане. Это случилось в 304 году в Сирмии/Сирмиуме (ныне сербский город Сремска-Митровица), поэтому ее часто называют Анастасией Сирмийской.
Девочка родилась в Риме, в знатной семье патрициев, вероятно — из влиятельного рода Аникиев (Анициев). Ее отец был сенатором, а мать — тайной христианкой, воспитавшей дочь в христианской вере. Согласно легенде, учителем Анастасии был мученик Хрисогон Аквилейский. Девушка вышла замуж за Публия, который, воспротивившись благотворительной миссии жены, изолировал ее в домашних стенах. После смерти мужа, Анастасия отправилась в Сирмиум, где помогала преследуемым христианам, проявляя особую заботу о заключенных. Отказавшись отречься от христианства, женщина была подвергнута суду, после чего сожжена на костре. По преданию, она приняла смерть 25 декабря. Эта дата отмечается в Католической церкви как День памяти Санта Анастасии.
При последнем императоре единой Римской империи Феодосии I Великом (347-395) в честь святой Анастасии была освящена церковь в Сирмии. Ее культ появился сначала в восточных римских провинциях, а с конца V века, благодаря готам и лангобардам, — в Италии. В последующие столетия бенедиктинцы распространили его по всей Европе.
Где остановиться: рекомендации от италоманов
Фасад Санта Анастасии в Вероне
Церковь Святой Анастасии являет собой прекрасный образец веронской готической архитектуры, разбавленный вмешательством стилей эпохи Возрождения. Незаконченный фасад характеризуются различными элементами — двойным входным порталом , обрамленным многоуровневой остроконечной аркой из разноцветного мрамора, поддерживаемой двумя рядами декоративных колонн, люнетами, архитравом с барельефами и тремя статуями, горельефами, центральным окном-розой, двумя удлиненными бифорными проемами и пр.
Когда-то фасад украшали мраморные панели XV века в стиле ренессанс, повествующие о жизни святого мученика Петра Веронского. После наполеоновского разграбления их осталось только две .
Интерьер
Пространство церкви разделено на три нефа двенадцатью цилиндрическими колоннами из белого и красного веронского мрамора, украшенными готическими капителями, и перекрыто крестовыми сводами с цветочными орнаментами . В плане базилика образует латинский крест. Кроме центральной апсиды с пресвитерием и главным алтарем, она имеет четыре боковые апсиды с капеллами.
В левом крыле трансепта находится капелла и ризница Джусти, в правом — алтарь Чентраго в стиле ренессанс с заалтарным образом Мадонны с Младенцем, написанным в 1512 году Джироламо даи Либри (1474-1555). В обоих нефах расположены алтари и часовни, перемежаемые небольшими надгробными памятниками, построенными в честь самых выдающихся личностей и семей Вероны. Их украшают скульптуры, барельефы, полотна и фрески.
Что посмотреть в базилике Святой Анастасии
Водосвятные чаши, поддерживаемые знаменитыми горбунами, можно увидеть рядом с первыми от входа колоннами. Горбун слева с руками на коленях (1491 г.) приписывается итальянскому резчику по камню Габриеле Кальяри, отцу одного из виднейших живописцев венецианской школы Паоло Веронезе. Другая фигура задумчивого Паскино с закинутой за голову рукой (1591 г.) является, предположительно, работой Паоло Орефиче. Согласно народной традиции, фигуры олицетворяют неподъемные усилия народа по оплате строительства церкви, а прикосновение к их горбам приносит удачу.
Напольное покрытие , предположительно выложенное по проекту Пьетро да Порлецца в 1462 году, до сих пор остается оригинальным. Он состоит из трехцветного мрамора: белого истрийского и черного базанита, ассоциирующихся с одеждами доминиканцев, а также красного веронского, напоминающего о Страстях Христовых и святых мучениках. Наиболее сложные элементы расположены в центральном нефе и трансепте .
Орган 1625 года в стиле барокко установлен в пятом пролете левого нефа. Механическая часть была изготовлена Джованни Чиприа из Феррары, а деревянная часть является работой Андреа Куделлино. Орган восстанавливали в 1937 году, ремонтировали и электрифицировали в 1967-м.
Фреска Пизанелло (1390-1455) «Святой Георгий и принцесса» находится в самой высокой части арки капеллы Пеллегрини, справа от главного алтаря. Это одно из самых известных произведений северных традиций поздней готики. Точная дата создания фрески неизвестна, по разным источникам она была написана между 1433 и 1438 гг. Работа долгое время подвергалась действию воды, стекающей с крыши церкви Святой Анастасии, поэтому сохранилась лишь частично. Уцелевший правый фрагмент с сюжетом прощания Георгия с дочерью царя перед тем, как он отправился на битву с Драконом, отделили от стены в XIX веке. Долгое время фреска экспонировалась в часовне с синопией и была возвращена в исходное местоположение в 1996 году. На полностью утраченной левой части росписи был изображен Дракон, пересекающий водную преграду.
Главный алтарь посвящен святому мученику Петру Веронскому. В центре установлена простая мраморная скиния 1529 года. Выше — большое расписное деревянное распятие. Многоугольную апсиду освещают пять высоких стрельчатых окон с полихромными витражами, датируемыми 1935 годом. На монументальной арке нарисованы гербы семьи Скалигеров, внесших значительный вклад в финансирование строительства апсиды.
Фреска Альтикьеро да Дзевио (1330-90) «Поклонение Богородице» расположена в капелле Кавалли, крайней справа от центральной апсиды. Она была написана приблизительно в 1370 году. Под ней находится гробница Федерико Кавалли, выполненная из красного веронского мрамора и украшенная люнетом с работой Стефано да Дзевио (первая половина XV в.) .
Цикл фресок в часовне Лаваньоли , слева от главного алтаря, посвящены могуществу семьи Лаваньоли и изображающие эпизоды из жизни святого Иоанна Богослова. Работы принадлежат молодому Джованни Мария Фальконетто (1468-1534/35) и неизвестному художнику, возможно — Франческо Бенальо (1430-92) или Микеле да Верона (1470-1535/44).
Фрески Стефано да Дзевио (Стефано да Верона) конца XIV — начала XV вв. и работы, выполненные Джованни Бадиле и приписываемые ученику Джотто — Бонавентуре Бонинсенья, можно увидеть в капелле Салерни , левее часовни Лаваньоли. Здесь же находится нагробный памятник Джованни Салерни конца XIV века.
Ризница в левом крыле трансепта, построенная в 1453 году семьей Джусти для размещения собственной погребальной капеллы в дальней части зала . Вход предваряют настенные фрески XIV века , приписываемые Бонавентуре Бонинсенья, а также более поздние работы Алессандро Турки, Паоло Фаринати и Франческо Мороне. Часовня и алтарь были отреставрированы спустя более полтора века, поэтому от их первоначального облика ничего не осталось. Два больших окна, хорошо сохранившихся благодаря реставрации 1969 года, представляют огромную ценность, так как относятся к 1460 году и признаются самыми старыми в Вероне.
Другие шедевры
В правом нефе заслуживают внимания:
- алтарь Фрегозо (1565) — знаменитая работа скульптора и поэта Данезе Каттанео напоминает триумфальную арку с четырьмя колоннами коринфского ордера. Она украшена центральной статуей Христа-Искупителя и несколькими, в основном — аллегорическими фигурами. Существует мнение, что дизайн и образы алтаря мог предложить друг мастера — Андреа Палладио;
- капелла Манзини — с заалтарным образом «Сан Винченцо Феррери, воскрешающего ребенка» работы Пьетро Ротари (1707-62) и фресками художников школы Мантенья;
- часовня Бонавери — с барельефами конца XV века, мраморной аркой тонкой резьбы XVI века, алтарной скульптурной группой, приписываемой Орацио Маринали (1643-1720), и люнетом работы Либерале да Верона (1445-1530);
- алтарь Пиндемонте — имитирует фасад Арки Гави. Был построен в 1541 году каменотесом по имени Франческо. В большом мраморном саркофаге покоится веронский епископ Пьетро делла Скала. Выше — поздняя работа Джованни Франческо Карото (1480-1555) с изображением Святого Мартина и Девы во Славе;
- часовня Распятия — с фрагментами украшений XIII века и типичной для того времени планировкой. Здесь находятся останки Франческо Пеллегрини и Джанезелло да Фолгариа, финансово позаботившихся о строительстве и реструктуризации церкви. В часовне — деревянное Распятие XV века, купель из красного веронского мрамора, алтарь 1719 года работы Людовико Перини (1685-1731), группа «Оплакивание Христа» Бартоломео Джольфино (1410-86) из окрашенного туфа с барельефами восьми апостолов в основании.
В левом нефе стòит посмотреть:
- часовню Болдьери (середина XV века) — с большой нишей, обрамленной триумфальной аркой, богато украшенными пилястрами и алтарем XVII века с фигурами трех святых и Мадонны с Младенцем. В шести боковых нишах размещены статуи святых, над антаблементом — распятие;
- алтарь Фаэлла (1520) — с изображением святых Георгия и Эразма, написанным Никколо Джольфино (1476-1555), и надгробным памятником веронскому математику и ученому Джузеппе Торелли (1721-81);
- капеллу Минискальки (часовню Святого Духа) — чудесное произведение эпохи Возрождения. Заалтарный образ принадлежит руке Никколо Джольфино;
- часовню Розарио — проект в типичном для XVI века стиле с некоторыми барочными дополнениями приписывается архитектору Доменико Куртони (1556-1629), племяннику и ученику веронского архитектора Микеле Санмикели. Над алтарем, по мнению специалистов второй половины XX века, размещена картина XIV ст. «Мадонна дель Умилита» живописца Лоренцо Венециано. Часовня была перестроена в 1585 году, чтобы отпраздновать победу в битве при Лепанто 1571 года, в которой Верона принимала участие с тремя ротами солдат.
Колокольня церкви Святой Анастасии
Внушительная кампанила высотой 72 метра разделена на 6 уровней. Под коническим шпилем из терракоты с продольными ребрами из белого камня располагается звонница с открытыми проемами-трифорами. Над ней возвышается белокаменная балюстрада. Строительство колокольни относится к XV веку. Пару раз она сильно страдала от ударов молнии (1555 и 1661 гг.) и в дальнейшем восстанавливалась. Первые 5 колоколов были подняты в 1460-м, другие — в 1839, 1840, 1923 гг.
Режим работы
Базилику Санта Анастасия в туристических целях можно посетить:
- с понедельника по пятницу — с 10:30 до 17:30;
- в субботу — с 09:30 до 18:00;
- в воскресенье — с 13:00 до 18:00.
Расписание может меняться, туристические посещения во время богослужений приостанавливаются.
Билеты
Есть несколько вариантов посещения церкви Святой Анастасии:
- однократный билет — 3 евро;
- маршрут по 4 церквям (+ Соборный комплекс, Сан Фермо и Сан Дзено) — 6 евро;
- обладатели Verona Card, дети до 11 лет, резиденты Вероны — бесплатно.
Как добраться до церкви Санта Анастасия
Базилика Святой Анастасии расположена по адресу Piazza S.Anastasia. Ближайшая остановка автобусов № 70, 96, 97 — «Via Massalongo 5/C». Как правило, церковь посещают по пути между площадью Синьоров и Кафедральным собором Вероны.
Официальная туристическая музейная карта Verona Card позволяет посетить бесплатно или со скидкой все главные достопримечательности Вероны, а также бесплатно и без ограничений пользоваться городским транспортом сети ATV. Карта действует в течение 24 или 48 часов.
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!