- Кампания ›
- Неаполь ›
- Достопримечательности Неаполя ›
- Капелла Сан-Северо
Капелла Сан-Северо
Знаменитая в Неаполе капелла Сан-Северо: история создания, описание и фото скульптур, Христос под плащаницей, Дама под вуалью и Сетка из камня, время работы, билеты, где находится
Капелла Сан-Северо, расположенная в самом сердце исторического центра Неаполя, считается жемчужиной международного художественного наследия. Здесь переплетаются творчество барокко и династическая гордость, чудеса виртуозности и тайны, что создает неповторимую атмосферу.
Капелла Сан-Северо представляет одни из самых необычных и загадочных произведений искусства XVIII века, которые когда-либо создавала рука человека. Благородный мавзолей, Храм посвящения, в котором превосходно воплощена многогранная личность его гениального создателя — Раймондо ди Сангро, седьмого принца Сансеверо.

История создания Капеллы Сан-Северо
Основание часовни связано с легендой. В ней говорится, что около 1590 года мимо сада Палаццо ди Сангро на Пьяцца Сан Доменико Маджоре вели на суд несправедливо арестованного человека, закованного в цепи. На осыпавшейся части стены и ему вдруг открылось видение Мадонны. Он пообещал Богородице подарить ей серебряную лампаду и надпись, если с него снимут обвинение. Освобожденный мужчина сдержал свой обет, и священный образ стал местом паломничества, даруя множество милостей.
Среди тех, кто обратился к Мадонне за исцелением, был и герцог Торремаджоре — Джован Франческо ди Сангро, излечившийся от тяжелой болезни. В знак благодарности он построил небольшую часовню Санта-Мария-делла-Пьета (или Пьетателла) именно там, где произошло первое видение Богородицы (потом образ видели еще). В начале 1600-х гг. его сын Алессандро ди Сангро, патриарх Алессандрии, расширил капеллу, превратив ее в вотивный храм, предназначенный для гробниц представителей благородного семейства. Об этом свидетельствует эпиграф на главном портале.
Сегодня сохранились немногие следы древнего здания, в том числе размеры, полихромные украшения апсиды и четыре погребальных памятника боковых часовен. Часовня Сан-Северо приобрела нынешний вид в XVIII веке, когда Раймондо ди Сангро решил сделать ее еще более величественной, достойной своего рода. После своей смерти он оставил завещание, в котором просил сына завершить проект, но работы так и не были выполнены, вероятно, из-за нехватки средств.
Главные шедевры Сан-Северо в Неаполе
Фасад капеллы Сан-Северо, сдержанный образец начала XVII века, контрастирует с богатством интерьера. Внутри часовня имеет единственный неф с четырьмя круглыми арками с каждой стороны. Находящиеся здесь произведения очаровывают не только любителей искусства и истории, но и тех, кто увлечен эзотерикой и тайнами. Наиболее впечатляющими и самыми известными являются три работы.
«Христос под плащаницей» Джузеппе Санмартино
Изначально предполагалось, что композицию изготовит искусный скульптор в стиле барокко Антонио Коррадини. Однако его безвременная смерть помешала завершению проекта, от которого осталась лишь терракотовая модель, хранящаяся в Музее Сан-Мартино.

За скульптуру взялся Джузеппе Санмартино (1720-93 гг.). Он создал потрясающую мраморную статую в натуральную величину (180×80×50 см), изображающую бездыханного Христа, завернутого в прозрачную плащаницу. Мастер сумел передать в холодном камне мягкость вуали и страдания истерзанного тела Иисуса. Это была его первая датированная работа.
Шедевр выполнен в 1753 году из единого мраморного блока, что подтвердили научные исследования. До этого вырезанную из камня прозрачную вуаль пытались объяснить знаниями Раймондо ди Сангро, который мог бы научить Санмартипно наложению дополнительных «мраморированных» слоев с помощью алхимических средств.
В свое время знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова был настолько впечатлен «Христом под вуалью», что, по его словам, отдал бы 10 лет своей жизни только за то, чтобы иметь возможность похвастаться авторством этой работы.
В Италии существуют 2 современные копии «Завуалированного Христа». Одна из них сделана в 2014 году Хельмутом Ператонером из кедровой сосны по южно-тирольской традиции. Она покрыта гипсом и обработана под мрамор. Композиция хранится в ризнице Санта-Мария-дель-Сеполькро в Потенце (Базиликата). Обычно ее выставляют на всеобщее обозрение только в период Великого поста.
Автором другой похожей версии является слепой скульптор Феличе Тальяферри, создающий работы, доступные для тактильного восприятия. Скульптура была выполнена в 2010 году мастерами под его руководством из куска грубоотесанного мрамора. Она пока не имеет своего окончательного местоположения.
«Целомудрие» Антонио Коррадини
Женская скульптура под вуалью, изготовленная венецианским художником в 1752 году, посвящена матери Раймондо ди Сангро — Чечилии Гаэтани, которая умерла 26 декабря 1710 года, когда мальчику не было еще и года.

Символы слишком рано оборвавшейся жизни — потерянный во времени взгляд, древо жизни, разбитое надгробие — раскрывают боль сына, который таким образом хотел передать черты и достоинства своей молодой матери.
«Избавление от чар» Франческо Квирило
Скульптурная группа, часто называемая «Разочарование» посвящена отцу Раймондо — Антонио, герцогу Торремаджоре. После преждевременной смерти жены он вел беспорядочную жизнь, вверив сына на попечение деда Паоло. Герцог путешествовал по Европе, но на старости лет, уже уставший и раскаявшийся в допущенных ошибках, вернулся в Неаполь, где провел свои последние годы в тишине. Предполагается, что он принял сан священника.

Композиция, созданная в 1753-54 гг., изображает человека, освобождающегося от греха, представленного сетью. Скульптору пришлось обрабатывать ее самостоятельно, так как мастера отказывались прикасаться к столь изощренным деталям, боясь за их хрупкость.
Алтарь
Горельеф на тему «Снятие с креста» был создан Франческо Челебрано. Два ангела по бокам алтарных ступеней и лепное ангельское обрамление верхней картины «Пьета» неизвестного художника XVI века — выполнены Паоло Персико.

Бюст в нише слева от алтаря изображает Алессандро ди Сангро, сына основателя древней часовни Сан-Северо. Работу приписывают скульптору из Виченцы Джандоменико Монтероссо.
Могила Раймондо ди Сангро
Надгробный памятник из ныне выцветшего розового мрамора был спроектирован Франческо Марией Руссо в 1759 году при жизни заказчика. Он состоит из двух основных элементов:
- арки, украшенной символами и эмблемами (оружие, флаги, книги, свитки, доспехи, научные инструменты, рыцарское ожерелье полученного Раймондо в 1740 году ордена Сан-Дженнаро);
- мемориальной доски с портретом 7-го принца Сансеверо.

Другие скульптуры в Капелле Сан-Северо
Менее известные надгробия и памятники также имеют скрытые символы и аллегорические образы, а некоторые отражают конкретные жизненные события. Серия скульптур представляет памятники принцам Сансеверо, аллегории Добродетелей, посвященные их женам, и фигуры святых покровителей семьи.

Любопытной является композиция над главным входом в часовню, посвященная Чекко ди Сангро и созданная Франческо Челебрано в 1766 году. В ней предок Раймондо изображен вылезающим из саркофага, крышку которого придерживает орел. Семейная легенда повествует о подвиге прославленного предка Раймондо, которому во время похода во Фландрию пришлось 2 дня скрываться от врагов в саркофаге, чтобы потом застать их врасплох.
Чем заняться
Потолочная фреска
Работа Франческо Марии Руссо «Глория дель Парадизо», или «Рай ди Сангро», датированная 1749 годом, является одной из первых работ, заказанных принцем для часовни Сан-Северо. Сведений о художнике мало, но архивные документы подтверждают, что Руссо был в контакте с Раймондо ди Сангро с 1743 года, когда расписывал антиризницу капеллы Сокровищ Сан-Дженнаро.

Для фрески художник использованы цвета, специально подготовленные Раймондо ди Сангро. Спустя более двух с половиной столетий они выглядят живыми и насыщенными. Говорят, что принц не был удовлетворен работой Руссо и рекомендовал в своем завещании расписать свод часовни лучшим художником, но это желание не было реализовано его сыном Винченцо.
Между оконными проемами расположены медальоны с изображениями святых семьи Сангро. Апсиду венчает фреска, воссоздающая иллюзию купола.
Тематические экскурсии:
Капелла Сан-Северо и греко-римский центр Неаполя
Прогуляться по городу, посетить масонский храм и увидеть уникальные анатомические машины
€192 за экскурсию
Магия неаполитанского
Декуманы и кардины, кинематографичный колорит города и лимончелло
€250 за экскурсию
Неаполь — самое интересное
Историческое наследие многокультурного города на обзорной экскурсии
€170 за экскурсию
Напольный лабиринт

Загадочный пол с мотивом лабиринта, покрывавший когда-то почти всю капеллу Сан-Северо, сегодня можно увидеть лишь в некоторых местах — перед гробницей Раймондо, в «крипте» и ризнице. Он символизировал извилистый путь, состоящий из перекрестков и альтернативных дорог, по которым человек должен пройти, чтобы достичь Истины.
Лабиринт был создан примерно в середине 1760 года Франческо Челебрано из полихромных мраморных инкрустаций с оттенками от синего до белого. Рисунок состоял из чередования гамма-крестов (свастик), концентрических квадратов и непрерывной белой линии.
Принц не смог увидеть ее завершение до своей смерти, так как реализация работы оказалась трудоемкой. После обрушения в ночь с 22 на 23 сентября 1889 года перехода, соединявшего часовню с семейным дворцом, часть капеллы была повреждена, что повлекло за собой утрату драгоценных фресок и пола-лабиринта. Восстановить его не удалось.
Нынешний терракотовый пол с геральдическими желтыми и синими цветами семьи ди Сангро был выложен в 1901 году.
Скелеты с кровеносной системой
Мужской и женский скелеты, переплетенные сеткой кровеносных сосудов, установлены под стеклами в «погребальной пещере». Работа принадлежит палермскому врачу Джузеппе Салерно, с которым Раймондо познакомился в 1756 году на публичной выставке в Неаполе. Согласно одной из легенд, скелеты могли принадлежать слугам принца, убитым за какой-то проступок. Другая загадка о сохранившихся венах, артериях и капиллярах долгое время будоражила воображение людей. Говорили, что алхимик ввел жертвам в кровеносные сосуды вещество собственного изобретения, что вызвало их «металлизацию», и в этом случае процесс должен был проходить с пока еще живыми людьми.

На самом деле, скелеты настоящие, а вот оплетающие их сосуды — потрясающая имитация с использованием проволоки, пчелиного воска и красителей. Ценность моделей состоит в точности воспроизведения кровеносной системы. Они демонстрируют глубокие знания в анатомии, явно передовые для того времени.
Изначально в помещении предполагалось разместить «Христа под вуалью», вечные светильники и несколько захоронений.
Режим работы
Капеллу Сан-Северо можно посетить ежедневно, кроме вторника, с 09:00 до 19:00. В некоторые дни время закрытия продлевают до 20:30.
Билеты
Стоимость визита:
- полная — 10 евро;
- льготная — 7 евро.
Бесплатный вход — для детей до 9 лет.
Билеты рекомендуется бронировать заранее, так как количество ежедневных посещений музея ограничено по причине защиты художественного наследия.
Где находится Капелла Сан-Северо в Неаполе
Часовня Сан-Северо расположена по адресу Via Francesco De Sanctis, 19/21. От площади Сан Доменико Маджоре, над которой возвышается одноименная базилика, до музея можно дойти за пару минут. Направление движения смотрите по указателям.
Официальная туристическая музейная карта Неаполя позволяет посетить бесплатно или со скидкой все главные достопримечательности города, а также бесплатно и без ограничений пользоваться городским транспортом. Карта действует в течение 3 или 7 дней.
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!