- Умбрия ›
- Достопримечательности Умбрии ›
- Кафедральный собор Орвието
Кафедральный собор Орвието
Собор Орвието: история, фасад и главные шедевры, капеллы Сан Брицио и Святого Покрова, режим работы и билеты
Собор Санта-Мария-Ассунта (Вознесение Девы Марии) представляет собой главный кафедральный собор Орвието (Дуомо). Она является шедевром готической архитектуры в Центральной Италии и узнаваемым символом города. Эта достопримечательность Орвието настолько известна, что многие туристы приезжают сюда только ради того, чтобы увидеть это бесспорное чудо своими глазами.
Дуомо Орвието располагается на одноименной улице и площади древнего города, возвышающегося на плато неприступной туфовой скалы. В январе 1889 года папа Лев XIII присвоил Кафедральному собору титул малой базилики.
История строительства собора Орвието
Возведение церкви началось в 1290 году по инициативе папы Николая IV. Во-первых, пришло время для создания единого городского храма взамен ранее существовавших на площади двух церквей — епископской Санта-Мария и приходской Сан-Костанцо. Во-вторых, требовалось более безопасное место для хранения важнейшей реликвии «Чудо в Больсене», которому вполне соответствовал поднимающийся к облакам неприступный Орвието.
Строительство Дуомо велось на протяжении трех веков. Его первым архитектором является автор флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре — Арнольфо ди Камбио (чертеж фасада в романском стиле представлен в Музее собора). В начале XIV ст. проект существенно изменил уроженец Сиены Лоренцо Маитани, выполнявший в то время функции капомастро (главного строителя). В качестве примера он взял образ основанного в 1196 г. Сиенского собора, что впоследствии дало повод говорить о двух достопримечательностях как о едином примере архитектуры своеобразной школы сиенской готики.
В дальнейшем строительством Дуомо в Орвието занимались многие архитекторы и скульпторы. Среди них были известные мастера — Андреа Орканья, Микеле Санмикели, Нино и Андреа Пизано, Антонио да Сагалло. Во второй половине XVI в. Ипполито Скальца возвел три из четырех башенок-пинаклей, что ознаменовало завершение работ над фасадом Дуомо. Начиная с 1795 года (и в течение следующего столетия), проводились серьезные реставрационные работы над повреждениями, вызванными ударом молнии.
Тематические экскурсии:
Орвието: подземелья этрусков и шедевры Ренессанса
Рассмотреть город со всех сторон — и эпох
€160 за экскурсию
День в средневековой сказке
Погрузиться в прошлое в «умирающем городе» Чивита ди Баньореджо и на дивном озере Больсена
€270 за экскурсию
Фасад базилики Санта-Мария-Ассунта в Орвието
Готические формы Кафедрального собора Орвието характеризуются четырьмя вертикальными контрфорсами, разделяющими фасад на три сектора и венчающимися шпилями. Вертикальные уровни великолепно уравновешивают горизонты цоколя и линии между рельефами и арками-трилистниками. Шесть треугольных мотивов окружают двойную квадратную раму с окном-розеткой в центре.
Рельефы на раскосах порталов, барельефы, граненые колонны, статуи, лоджия, ажурная розетка и шпили удачно контрастируют с плоской, блестящей поверхностью великолепных мозаик. В целом фасад гармоничен, уравновешен и наделен композиционным единством. Барельефы в основании четырех колонн — одни из самых примечательных образцов готической скульптуры в Италии, если не в Европе. Они описывают судьбу человека от Сотворения мира до Страшного суда.
Окно-розетка в верхней зоне фасада выполнено в XIV в. Андреа ди Чионе, известного как Орканья. Мозаики в сегментах изображают Римских Учителей церкви — Августина Блаженного, Григория Великого, Иеронима Стридонского и Амвросия Медиоланского — представляют восстановленные работы Пьеро ди Пуччо (1388 г.).
В нишах по бокам от ажурной розы попарно установлены статуи 12 ветхозаветных пророков, выполненные разными авторами XIV и XV вв. Над окном-розеткой видны фигуры апостолов, изготовленные в XVI ст. В центре круглого проема — Иисус, а в поясе квадратного обрамления — 52 скульптурные головы.
Фасадные мозаики сделаны мастерами, в основном, XIV — начала XVI вв. В последующем они реставрировались, теряя свои первоначальные формы и стиль. Единственной уцелевшей работой является мозаика с изображением Рождества Богородицы, хранящаяся с 1891 года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Во фронтонах над порталами слева направо представлены сцены:
- Крещение Христа;
- Вознесение Марии во Славу;
- Рождество Марии.
В сегментах по бокам фронтонов слева направо:
- Благовещение;
- Апостолы;
- Святые Иоаким и Анна.
В верхних треугольниках:
- Брак Богородицы;
- Коронация Мадонны;
- Представление Марии во храме.
На люнете центрального портала размещена копия скульптурной группы «Богородица с Младенцем и открывающими завесы двумя Ангелами». Ее оригинал представлен в Музее Оперы дель Дуомо.
Центральные врата, обрамленные как и два боковых портала глубокой перспективной раковиной и вимпергом, покрыты бронзовыми пластинами работы современного скульптора Эмилио Греко (1965-70). Они повествуют о делах Милосердия. На вершине центрального вимперга в 1352 г. была установлена бронзовая скульптура Божьего Агнца работы Маттео ди Уголино да Болонья, а на вимперге одного из боковых порталов красуется бронзовая статуя святого Михаила.
Четыре статуи из бронзы между входными порталами авторства Лоренцо Маитани и его сына Витале (первая половина XIV в.) были восстановлены Адольфо Коцца в 1884 г. На них изображены символы 4-х евангелистов:
- Ангел (св. Матфей);
- Лев (св. Марк);
- Орел (св. Иоанн);
- Телец (св. Лука).
Интерьер
Базилика разделена на три нефа двумя рядами круглых и восьмиугольных колонн, куда опираются полукруглые арки, образующие по шесть отсеков с каждой стороны. Основное пространство перекрыто деревянными потолочными фермами, отреставрированными в XIX в., а трехпролетный трансепт — каменными крестовыми сводами XIV в.
Оформление внутреннего пространства кафедрального собора Орвието датируется XIII-XIV вв. Для стен центрального нефа и его колонн характерно чередование базальтовых и травертиновых полос в сиенском стиле. Внешние стены боковых нефов были покрыты фресками в XVI в. и получили новый облик в конце XIX в. Боковые часовни, выходящие за внешние стены нефов, относятся к тому же периоду.
Единственное древнее окно с витражом высотой более 16 м, выполненное Джованни ди Бонино в 1328–34 гг., можно увидеть в апсиде. Проемы в неоготическом стиле датируются 1886–91 гг.
Капелла дель Корпорале
Часовня Святого Покрова в левом трансепте, построенная в 1350-56 гг., предназначалась для хранения свидетельства «Чуда в Больсене». Последнее случилось в одноименном городке в 1263 г., когда усомнившийся в вере богемский священник Петр Пражский во время чудесной мессы вдруг увидел кровь, стекающую с пресуществленного хлеба на корпорал — специальную ткань, используемую в обрядах Евхаристической литургии.
В XIV в. для важнейшего раритета сиенский ювелир Уголино ди Вьери создал уникальный реликварий высотой 139 см из золота, серебра и полупрозрачной эмали. Его форма условно напоминает готический собор в миниатюре, а 32 живописные эмалевые сцены представляют историю Больсенского чуда и сцены Страстей Христовых. Сегодня Реликварий, украшенный скульптурками святых и инкрустированным распятием, выставлен в соседнем Музее Оперы дель Дуомо в Орвието.
В капелле Корпорала можно увидеть:
- изящную входную решетку работы Джованни ди Микелуччо и Маттео ди Уголино да Болонья;
- настенные фрески XIV в. на темы, в частности, Больсенского чуда и Таинства Причастия, созданные мастерами Уголини ди Прете Иларио, Доменико ди Мео и Джованни ди Буччио Леонарделли;
- мраморную скинию, изготовленную Николой да Сиена и, вероятно, Андреа Орканьи в 1358-63 гг., где хранится реликвия;
- алтарный образ «Мадонна Мизерикордия», написанный в 1320 г. художником сиенской школы Липпо Мемми.
Капелла Сан-Брицио, или Капелла Нуова
Часовня расположена в правом трансепте Кафедрального собора Орвието. Она была построена в 1408–44 гг. и украшена фресками на темы Апокалипсиса и Страшного суда в 1447—1502(04) гг. Этот древний цикл является одним из самых представительных образцов итальянской живописи эпохи Возрождения.
Сначала над оформлением капеллы несколько недель трудились Фра Беато Анджелико, Беноццо Гоццоли и ряд других мастеров. Однако основная часть росписей, после полувекового перерыва, была выполнена живописцем Раннего Возрождения — Лукой Синьорелли из Кортоны, работавшего в соборе с 1499 г. Кроме грандиозных сцен на религиозную тематику, часть изображений мастер посвятил великим поэтам древности. Он, также, нарисовал Беато Анджелико, свой автопортрет и образы, имеющие сходство с Чезаре Борджиа, Пинтуририккьо, папой Пием II и др.
Средства на строительство капеллы Сан-Брицио были получены в 1396 г. по завещанию Томмазо ди Микелуччо из Орвието, мечтавшему создать часовню, посвященную Коронованной Деве. До 1622 г. капеллу называли Нуова («новая»), чтобы отличить от более ранней часовни Корпорала. Переименование было связано с чудотворной иконой «Мадонна ди Сан-Брицио» анонимного мастера XIII в. Она до сих пор находится у главного алтаря. Согласно легенде, икона была оставлена жителям Орвието святым епископом-проповедником Сан-Брицио и перенесена в капеллу Нуова.
На что еще обратить внимание:
- мраморный алтарь делла Глория работы Бернардино Каметти (1715);
- серебряные подсвечники начала XVIII в.;
- небольшие боковые часовенки Святых тел и Гуальтерио.
Шедевры Кафедрального собора Орвието
Кроме вышеупомянутых unitalia.ru капелл, в Дуомо есть еще несколько примечательных объектов.
Слева от входа в собор — крестильная купель, изготовленная в 1390 г. Лукой ди Джованни, расширенная в 1405-м Пьетро ди Джованни с использованием красного мрамора и увенчанная в 1406-м Сано ди Маттео восьмигранным шатром с образом Иоанна Крестителя .
Первый пролет левого нефа — фреска Джентиле да Фабриано «Мадонна на престоле с Младенцем» (1425) .
Начало центрального нефа — мраморная чаша со святой водой для омовения рук, изготовленная Антонио Федериги в 1451-56 гг. На повороте к северному (левому) трансепту — мраморная «Пьета», выполненная местным мастером Ипполито Скальца в 1570-79 гг.
Левый трансепт — один из крупнейших в Италии соборных органов, созданный в XVI в. и сохранивший оригинальную резьбу по дереву Ипполито Скальца .
Апсида и пресвитерий — витражное окно XIV в. Джованни ди Банино; деревянные хоры первой половины XIV в., изготовленные Джованни Амманнати с учениками; один из крупнейших сохранившихся в Италии цикл фресок XIV и. работы Уголино ди Прете Иларио с изображением сцен из жизни Мадонны; ремейки конца XV в. Антонио дель Массаро (Иль Пастура) .
Главный алтарь — деревянное Распятие, предположительно изготовленное Маитани .
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 09:30 до 17:00/18:00/19:00, в зависимости от времени года. В воскресные и праздничные дни предусмотрен сокращенный режим посещения для туристов — с 13:00 до 16:30/17:30.
Часы открытия могут варьировать, исходя из религиозных потребностей. Во время богослужений вход для туристов внутрь Дуомо закрыт.
Цена билета
Стоимость визита в собор Орвието входит в комплексный билет, включающий посещение музея MODO (Museo dell’Opera del Duomo di Orvieto) и музея Эмилио Греко.
Цены:
- 5 евро — полный;
- бесплатно — для резидентов Орвието-Тоди, детей до 10 лет и ряда льготников.
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!