umbria

Дерута. Высокое искусство керамики и легенда о чаше

Мы приехали в Деруту ранним майским пасмурным утром, городок еще не стряхнул с себя всего ночного тумана. Как и все умбрийские поселения, он стоял на склоне горы, и его улицы с бесконечными лестницами вверх-вниз представляли собой тренировочные дорожки какого-то огромного спортзала. К тому же мы поднимались по ним от парковки налегке, а обратно - добровольно груженые накупленной керамикой. После такого кросса по пересеченной местности, вернувшись в Перуджу, мы оказались без ног и без рук. Единственным, что подверглось безболезненному облегчению, были наши кошельки. Но это стоило того.

Дерута Умбрия город керамики

Наш гид и ангел-хранитель Патрицио повел нас сразу в местный Музей керамики, располагавшийся в покоях бывшего францисканского монастыря. И мы увидели чудеса, от которых захватило дух: столешницы и вазы, разновеликие блюда и бутыли, пепельницы и садовые скамейки, настенные панно и ложки, кубки и салатницы, магнитики и надгробные памятники, горшки для цветов и не для цветов, чайные и кофейные сервизы, подносы, люстры и настольные лампы, бусы, брошки, кольца и прочую бижутерию, не говоря уже о бесчисленных фигурках птичек, рыбок, медуз, каракатиц, лягушек и иной наземной и надземной живности.

керамические изделия, дерута, умбрия

Особенно впечатляли тарелки с изображением сцен из античной мифологии. Их дарили потенциальным женихам для поднятия силы духа, а с изображением красавиц – невестам, либо в знак восхищения их неземной красотой, либо как пожелание соответствовать мужским грёзам. А поскольку в бедной Деруте с некоторого времени стало напряженно с древесным углем, которым отапливали печи для обжига (Ватикан строго следил за вырубкой местных лесов), то здесь начали применяться низкие температуры обработки, что повлекло за собой применение только определенных видов красителей и снижение яркости изделий. Зато эти ограничения компенсировались красивым «металлическим» блеском глазури в «золоте» или «рубине». А с XVI века дерутские мастера придумали так называемую «рафаэлевскую» посуду, которую они украшали замысловатыми арабесками и причудливыми филигранными узорами по белой эмали.

Итальянская керамика ручной работы, дерута, умбрия

Завели нас в мастерскую при музее, где мы воочию увидели работу местных мастеров и накупили сувениров, которые, как потом оказалось, стоили сильно дороже, чем в магазинчиках города, при которых были свои семейные мини-мастерские. В магазинчиках тоже было, на что посмотреть и купить - глаза разбегались в буквальном смысле этого слова. Керамические чудеса на полках переливались и сверкали таким разнообразием, так радовали и поднимали настроение, что просто было невозможно сохранить здравый смысл и кошелек от глобальной потравы имеющихся в нем средств. Слава Богу, керамика не только стоила немало, но и немало весила, что заставляло нас постоянно помнить о пресловутых двадцати кг веса, больше которого просто нельзя ничего было взять на борт самолета. А ведь еще мыслились бутылки с вином, оливковым маслом, уксусом и непременными сырами и колбасами, без которых из Италии не уезжал никто.

Нагруженные керамическими сувенирами, мы, сильно снизив темпы передвижения, тронулись к местному Дуомо. Дуомо был посвящен Св. Франциску – его изображение было повсюду. В соборе полюбовались керамической статуей Девы Марии и облитым глазурью алтарем, позадирали головы на темные потолочные перекрытия XIV века и передохнули на удобных скамейках для молящихся. Потом отправились к муниципалитету на Пьяцца Консоли, благо всё было рядом. Выглянуло солнцу, небо расчистилось, и дерутское Королевство Высокой Керамики засияло еще ярче.

Ослепленные разноцветьем, мы повелись на призыв одной эстетствующей дамы, пригласившей всех посмотреть на «самую старую» церковь Деруты – Мадонну делле Пьядже (Св.Девы «на склоне»). Название, видимо, магически подействовала на нас, и мы, окончательно лишившись здравого смысла, поплелись вверх, незнамо куда. Обескураженный нашим неожиданным порывом, Патрицио вынужден был возглавить экспедицию – турист в Италии всегда прав.

Садонне делле Пьедже дерута умбрия

Тот километр, который мы прошли, показался нам вечностью. Время от времени мы присаживались на расписные керамические скамеечки вдоль дороги, но в какой-то момент нам показалось, что с очередной скамеечки нам больше не встать. Еще и солнце скрылось за облаками. Стало невесело. Зашли в первую попавшуюся джелатерию (магазинчик мороженого), заели там усталость и запили ее эспрессо. Сил заметно прибавилось. Через каких-то полчаса мы дошли до искомой церкви по бесконечной Виа Теверина. Церковь оказалась… закрытой на ремонт. Мы сели прямо на мостовую.

Патрицио побежал искать аборигенов. Абориген нашелся в виде сторожа-монаха. Он популярно объяснил нам, что окончания ремонта ждать не стоит – он только начался. И церковь эта не самая старая в Деруте, всего лишь начала XVII века, а то, зачем ее посещают, – вотивные керамические таблички – сняты со стен из-за того самого ремонта. Мы расстроились от такой явной несправедливости судьбы. Бедная дама, приведшая нас сюда, даже всплакнула от усталости и огорчения. Милейший наш Патрицио, увидев женские слёзы, как истинный итальянец, вынести их не смог. Он попросил сторожа запустить нас в храм Божий, чтобы мы могли отсидеться там на скамейках, а сам бегом помчался вниз, на другой конец города к парковке, где стоял наш экскурсионный «Мерседесик», чтобы подогнать его сюда, наверх.

умбрийская керамика дерута

Через минут сорок мы уже все сидели в его салоне и устраивали поудобнее пакеты с кажущейся нам непомерно тяжелой керамической продукцией. Очнувшись от усталости и волнений, виновница нашего неудачного похода спросила Патрицио, что такое «вотивный». «Сейчас увидите», - загадочно ответил он даме. Мы куда-то поехали, судя по указателям, - в сторону, противоположную от Перуджи, где мы жили. Минут через двадцать Патрицио попросил всех выходить. Словно приветствуя нас, солнышко снова вышло из-за туч. По живописной дорожке, окруженной цветущей джинестрой, мы, оставив свои керамические сокровища в автобусе, подошли к симпатичной старой церквушке. К счастью, она была открыта и называлась Мадонна деи Баньи – "Мадонна-на-водах". История ее была такова.

Где остановиться:

Отели в Деруте

Дерута. Легенда о чаше и чудеса исцеления

Где-то в середине XVII века один монах-капуцин увидел на этом месте в густой траве глиняную чашку, на дне которой была изображена Мадонна с младенцем Христом. Чтобы кто-нибудь нечаянно не наступил на чашку и не осквернил изображение, монах поднял ее и повесил на ветку растущего неподалеку молодого дуба. Житель соседней деревни по имени Христофоро, увидев висящую на дубе чашку, оградил дерево и поставил ему подпорки, чтобы ветер случайно не повалил его и не разбил чашку. Затем он помолился изображению Святой Деве с Божественным Младенцем и пошел домой. В то время его жена тяжело болела, и все думали, что дни ее сочтены. Но, придя домой, он обнаружил, что его жене стало лучше, и вскоре она совсем поправилась.

Весть о случившемся чуде вмиг облетела деревню и ее окрестности. Над дубом и висевшей на его ветке чашкой построили часовню, а через тридцать лет вместо часовни возвели церковь – часовня уже не могла вместить то количество паломников, которые стали приходить сюда, моля Мадонну о спасении или исцелении своих близких. И всякий раз после молитв случались чудеса исцеления и спасения, и счастливые миряне возвращались сюда снова, чтобы отблагодарить Мадонну за помощь. Они оставляли в церкви вотивные (т.е. по обету) керамические плиточки с изображением дуба и чаши, а также своих близких, которых Мадонна спасла от смерти. Церковь дали название «Мадонна-на-водах», а истинное имя начертали над алтарем – Ego Mater di Santa Speranza – «Богоматерь Святой Надежды». Вскоре около церкви возникло небольшое Святилище Мадонны-на-водах (Santuario di Madonna dei Bagni).

Дерута. Высокое искусство керамики и легенда о чаше

В немалой степени огромной популярности места стали способствовать целебные свойства горячих вод, которые каскадами текут рядом со Святилищем. Они, действительно, излечивают от многих болезней, прежде всего, опорно-двигательного аппарата и кожных заболеваний. Сюда приезжают на лечение не только умбрийцы, но и жители Тосканы, Марке, Лацио и др. регионов Италии. А в церковь, уже современные паломники, продолжают нести трогательные керамические кирпичики с изображением своих близких, попавших в беду или страдающих от тяжелых недугов. С непременной аббревиатурой PGR – «Per Grazia Ricevuta» - «В благодарность за избавление». А тот самый волшебный дуб спрятан за стекло в алтаре как наглядное свидетельство того, что у человека на этом свете ВСЕГДА ЕСТЬ НАДЕЖДА.

 

Елена АрхиповаАвтор:
Елена Архипова

 

Дерута. Высокое искусство керамики и легенда о чаше
Оцените статью

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 20 =