toskana

Чертальдо и Джованни Боккаччо

Последний день нашей поездки в Тоскану тогда, в мае 2013 года, выдался очень насыщенным. Начали мы его со СПА-терм в Монтекатини Терме, а закончили высокой литературой в Чертальдо.

Certaldo_Arkhipova_3

С утра светило яркое солнышко, и мы, воодушевленные хорошей погодой, отправились в хорошо известный многим путешественникам городок Монтекатини Терме. «Хорошо известный» потому, что здесь часто останавливаются группы на классической «обзорке» вместо густонаселенной Флоренции. Это особенно актуально летом, когда во Флоренции ужасно душно и полно народа, а Монтекатини уютен, зелен и прохладен. Особенно хорош его Термальный парк с мраморной питьевой галереей. Любопытные могут подняться на фуникулере в Монтекатини Альто – старинный борго, с которого и начинался когда-то сам городок. У нас в «Нижнем» Монтекатини помимо прогулки по городу состоялось и посещение СПА-терм, чего всем от души и рекомендую.

Помытые и обновленные, мы всем нашим небольшим коллективом отправились в соседний с Монтекатини городишко с громким названием Монтекарло и вкусили там, в прикормленном ресторанчике, дары Тосканы: колбасы, ветчину, сыры, зелень, местное вино и оливковое масло. Расслабившись уже донельзя, мы оставили здесь же кучу денег, щедро отоварившись бутылочно-гастрономической продукцией для завтрашней ее транспортировки домой, хотя, по здравому размышлению, всё это можно было купить – и не за много дороже - в дьюти-фри пизанского аэропорта. Но в торговле, как известно, важно успеть первым. По этой части тосканцы опережают в Италии всех своих соотечественников. Даже шустрых венецианцев.

После Монтекарло в коллективе началось противостояние: мнения насчет посещения никому не известного Чертальдо разделились. Кто-то и слыхом не слыхивал ни о каком Боккаччо, и настаивал на том, чтобы вторую половину дня целиком посвятить священному шопингу. Кто-то после банно-застольных изысков предпочел просто поспать в отельном уюте с видом на море. Дело кончилось тем, что наш водитель Марко, чтобы погасить назревающий раздор, отвез всех домой в Виареджо, а пятерых, особо неугомонных, за доп.плату, через полчаса повёз в Чертальдо. Среди таких неугомонных были и мы. Поэтому в Чертальдо мы оказались только около четырех часов дня.

Послеобеденная сиеста еще на закончилась, церкви и магазинчики были закрыты, и мы просто погуляли по почти пустынному городку словно среди средневековых декораций. В Чертальдо, который находился довольно далеко от Виареджо, в долине Валь д’Эльса, было пасмурно, но тепло. Мы подъехали к центральной площади Чертальдо Бассо – Нижнего Чертальдо и остановились у памятника прославленному уроженцу здешних мест Джованни Боккаччо.

Джованни Боккаччо

Джованни Боккаччо (1313 – 1375) известен в нашей стране, прежде всего, как автор сборника прозаических новелл «Декамерон». Собственно это «рассказ в рассказах»: десять молодых людей, три юноши и семь девушек, развлекают друг друга всякого рода шутливой небывальщиной, спасаясь от разразившейся в центральной Италии чумы. Дело происходило в 1349 году в пригороде Флоренции городке Фьезоло на вилле одного из присутствующих. По сути дела, это был как бы «пир во время чумы», только присутствующие не пировали и не пьянствовали, как это у Пушкина в его известной драме, а пытались шуточками, злословием или фривольностями заглушить в себе чувство страха. Страха перед страшной болезнью, роковой судьбой, жестокой несправедливостью – ведь все они были так молоды и так хотели жить! Каждый из них – по уговору – рассказывал по одной занимательной истории, и так – каждый день по десять разных историй в течение десяти дней. Отсюда и название – «Декамерон» - «десятидневник».

Истории рассказывались разные: смешные и печальные, вполне повседневные и анекдотичные, героями их были купцы и рыцари, обычные горожане и монахи, старики и молодежь. Многие из них были очень откровенны в описании бытовых мелочей и даже постельных сцен, во многих высмеивались человеческие пороки: жадность, глупость, похотливость, лживость, женское кокетство и мужское тщеславие. Это была «энциклопедия итальянской жизни» XIV века. Образы и сюжеты «Декамерона» актуальны в Италии и поныне.

Джованни Боккаччо на гравюре

Боккаччо при дворе Джованны I Неаполитанской

У нас, в Советском Союзе, «Декамерон» считался неуместной книгой, хотя и мировой классикой. Совсем запретить ее не позволяли слава Боккаччо как «основоположника» и то немаловажное обстоятельство, что автор «клеймил» в книге «реакционное католическое духовенство». От меня дома «Декамерон» прятали, помнится, за тёмно-зелёным толстым собранием «Всемирной истории», на которой я выросла. Но, периодически насыщаясь исторической фактологией, я всё-таки добиралась через ее еловые заросли до очаровательного в своей итальянской легкости Боккаччо. Несмотря на откровенные непристойности, заставлявшие меня в мои двенадцать лет краснеть от смущения, «Декамерон» укрепил меня в моей уже сформировавшейся любви к прекрасной Италии. Естественно, мне захотелось поподробнее узнать и о Джованни Боккаччо. И вот что выяснилось.

Сын богатого купца из тосканского городка Чертальдо, который владел землями и виноградниками, а также имел и во Флоренции собственный дом, Джованни сначала учился в классической школе, изучал древние языки и историю. Но, несмотря на его раннюю литературную одаренность и склонность к сочинительству, отец забрал его из школы и отдал на обучение к одному из тосканских купцов.

Шесть лет Боккаччо-старшему понадобилось, чтобы убедиться в полной профессиональной непригодности сына к коммерции. Единственным плюсом всех этих напрасно потраченных лет оказался опыт общения будущего писателя с людьми самых разных сословий, клиентов купца, что потом нашло широкое отражение в его творчестве. В конце концов, Боккаччо-старший отправил Боккаччо-младшего изучать каноническое право не то в Сорбонну, не то в Падую, здесь сведения разнятся.

Учение затянулось на долгие годы. В течение их Боккаччо успешно занимался творчеством: писал стихи и поэмы, романы и памфлеты, причем, как и на общепринятой тогда латыни, так и на разговорном итальянском языке (тосканском диалекте, на котором писали его старшие предшественники Данте и Петрарка, и который стал впоследствии литературной нормой для всей Италии). Боккаччо в эти годы много ездил по Италии, жил в Венеции, Равенне, Падуе и Неаполе. Именно при неаполитанском дворе короля Роберто прошло его литературное становление.

К сочинениям неаполитанского периода относятся его роман «Филоколо», поэмы «Филострато» и «Тезеида» - первые попытки написать эпические поэмы октавами на родном итальянском языке, а также многочисленные сонеты, в которых воспевалась его любовь к прекрасной неаполитанке графине Марии Аквино. Её он встретил среди придворных короля, и она на долгие годы стала его Музой и Дамой сердца. Он называл ее «Фьяметтой».(«Огоньком») и посвятил ей повесть «Фьяметта», ставшей бестселлером своего времени.

Certaldo_Arkhipova_1

Боккаччо было двадцать пять лет, Марии Аквино – двадцать восемь. Боккаччо считал ее идеалом красоты: «золотистые длинные волосы, белые бархатные плечи, краска лилий и роз на лице, губы, как темные рубины, глаза яркие, светящиеся, как у вольного сокола». Она была хорошо образована, разбиралась в античной мифологии, любила литературу и искусства. Она же горячо поддерживала устремления Боккаччо профессионально заниматься писательством и забросить опостылившие ему занятия правом.

Правда, в этой области Боккаччо особенно и не усердствовал, вел весьма «рассеянный» образ жизни, который позволяли ему деньги отца и положение при королевском дворе. Он был высок, красив, хотя немножечко и полноват, любезен и обаятелен. У него было несколько внебрачных детей, из которых он особенно любил дочь Виоланту, умершую в детском возрасте. Женщины всегда благоволили ему – из самых разных сословий, все, но не Мария-Фьяметта. Их отношения так и оставались чисто платоническими, что еще более подогревало его страсть к Фьяметте и… способствовала творчеству.

Certaldo_Arkhipova_4

Время от времени Боккаччо возвращался во Флоренцию к отцу, где были написаны его поэмы «Фьезоланские нимфы» по мотивам «Метаморфоз» Овидия, и «Амето» - пасторальный роман в прозе и стихах, начат «Декамерон» - вершина его творчества, который увидел свет в 1353 году и вызвал в Италии бурю восторгов. Позже на латинском языке был создан 15-томный исторический труд «Генеалогия языческих богов», трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях», девять книг «О несчастиях знаменитых людей» и книга «О знаменитых женщинах», ставшая на века источником для сюжетов европейским литераторам.

Во время эпидемии чумы умер его отец, мачеха и братья, остался только младший – Якопо, о котором Боккаччо трогательно заботился всю оставшуюся жизнь. В 1350 году произошло его знакомство с Франческо Петраркой, которого он боготворил и который был старше его на девять лет. Дружба Боккаччо и Петрарки продолжалась до смерти прославленного поэта в 1374 году. Смерть друга Джованни Боккаччо, возвратившийся тогда в родной Чертальдо, переживал очень тяжело, заболел и через полтора года в Чертальдо умер.

Certaldo_Arkhipova_6

….Всё это я успела рассказать своим спутникам, пока мы полтора часа ехали из Виареджо в Чертальдо. Здесь, договорившись с Марко, мы походили минут двадцать по площади перед чертальдовским Дуомо с памятником великому соотечественнику и сели на фуникулер. Он повез нас вверх в Чертальдо Альто, т.е. в Верхний Чертальдо, маленький борго, в котором стоял дом семейства Боккаччо и церковь, в которой он был упокоен.

Certaldo_Arkhipova_5

Чертальдо Альто и его достопримечательности

Чертальдо Альто – старинный городок, известный как древнее этрусско-римское поселение, а в документах он впервые упомянут в 1164 году, когда император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса даровал его во владение графам Альберти. Прошло время, Альберти изгнали, Чертальдо стал форпостом Флорентийской республики. Находясь на вершине поросшего лесом и виноградниками холма, он был отличным пограничным пунктом, как некогда древняя Москва была погранзаставой для Ростово-Суздальских князей.

Certaldo_Arkhipova_2

Чертальдо Альто полностью сохранил свой облик городка времен Джованни Боккаччо, т.е. XIV века. Он как бы законсервировался в своем застывшем Средневековье. Для туристов это здорово, для местных – навряд ли. Работа – только по обслуживанию тех же туристов, а житье «в каменных джунглях», хотя и с подведенными электричеством, канализацией-водопроводом и Интернетом, практически без зелени, - это своего рода каждодневное испытание. Но так произошло с сотнями таких же маленьких средневековых городков по всей Италии, по существу, обычных деревень, только с многовековой, подчас тысячелетней, историей.

Certaldo_Arkhipova_7

Главная улица – виа Боккаччо – протянулась от ворот Альберти, где стоит палаццо Ридольфи, прежде принадлежавший семейству, чьим именем названы ворота, до Палаццо Преторио, в котором со времен оных помещалась все городское управление и администрация, включая суд и тюрьму. На виа Боккаччо народа почти не было, но лавочки и магазинчики открылись. Музей в «Каза Боккаччо» был закрыт, к великому нашему огорчению, хотя, как сказал нам один местный житель, «ничего особенно древнего там нет – одни таблички да несколько пар старинной обуви».

Зато открылась церковь Якопо и Филиппо при одноименном монастыре, очень скромная, судя по романской архитектуре (даже без нефов), относящаяся к XII веку. Там, в проходе, перед алтарем, в крипте, и покоился прах Джованни Боккаччо. Мы молча постояли рядом. Мир тебе, великий рассказчик и жизнелюб!

Хотя в последние годы, говорят, он ударился в религию, стал корить себя «за бесцельно прожитые годы» и даже… возненавидел женщин. Бывает такое к старости у мужчин, вдоволь нагулявшихся по жизни. Быть может, это произошло от того, что после себя Боккаччо потомков не оставил – все его внебрачные дети не дожили до взросления. Зато остались книги, и время отсеяло их среди сотен тысяч других, обессмертив самого автора.

Certaldo_Arkhipova_8

Во всяком случае, здесь Боккаччо обожают. В Чертальдо дважды в год, в июне, месяце рождения писателя, устраивается праздничный ужин, так называемый «Чена де Мессер Джованни». По всей виа Боккаччо с двух сторон, вплотную к домам, расставляются столы и сервируются старинной посудой. В восемь вечера гостям (своим, природным, и заезжим – туристам) подаются блюда, приготовленные по средневековым рецептам, хлеб и вино, а также знаменитый сладкий лук, которым славится Чертальдо. Из него даже варят джем и повидло. Все гости, взрослые и дети, и официанты, одеты в старинные костюмы XIV-XV веков, которые можно взять в прокат тут же, в магазинчиках Чертальдо Альто.

«Званный ужин у мессера Джованни» длится практически до утра при свете факелов и фейерверков, под песни и представление шутов, акробатов и жонглеров, которые декламируют-поют тосканские сонеты и канцоны на слова Боккаччо. Сам хозяин торжества, «мессер Джованни», обходит улицу по периметру и чокается с каждым из гостей. Гости, уходя, могут забрать на память о событии свою деревянную миску, кружку или ложку.

Стоит ли говорить, что билеты на этот ужин распродаются мгновенно за полгода вперед!

В 2003 году Чертальдо получил за охрану своих памятников старины, чистоту окружающей среды и высочайшее качество по обслуживанию туристов престижную награду – "Оранжевый флаг". Но в Ассоциацию боргов «борго Чертальдо Альто» почему-то еще не приняли. Впрочем, искать логику в законах и поступках итальянцев так же бессмысленно, как и в наших, отечественных. И здесь мы с ними приятно схожи.

 

Где остановиться:

Отели в Чертальдо

 

Елена АрхиповаАвтор:
Елена Архипова
Чертальдо и Джованни Боккаччо
Средняя оценка 5 Проголосовало 2

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − шесть =