valle-daosta

Перевал Большой Сен-Бернар

Еще с древних времен люди искали более короткие пути между Центральной Европой и Апеннинским полуостровом. Нередко дороги пролегали высоко в горах. Одним из главных и наиболее важных в свое время стал высокогорный перевал Большой Сенбернар, наивысшая точка которого располагается на высоте почти 2,5 километра над уровнем моря. Со стороны Италии он выходит на долину Гран Сан Бернардо, расположенную на территории региона Валле д’Аоста, а со стороны Швейцарии – на долину Entremont, входящую в состав кантона Вале.

Перевал дополняет расположенный чуть ниже и более прямой, одноименный автомобильный тоннель, построенный во второй половине прошлого столетия. Им удобно пользоваться в период закрытия открытой лишь в летнее время автомобильной дороги.







История перевала Большой Сен Бернар

Первая «тропа» через Альпы, позволяющая передвигаться колесницам, на этом горном переходе была проложена еще в раннюю эпоху Римской империи при императоре Клавдии (первая половина 1-го столетия нашей эры). Тогда же на перевале возвели храм, посвященный кельтскому божеству Poeninus, приравнивавшемуся римлянами к Юпитеру. Вокруг святыни расположились жилые и подсобные строения, что подтверждено археолагами. Храм был разрушен примерно в 4-5 веке.

10H-HD

Монастырь, ставший горным приютом для путешественников, основан на рубеже 10-11 века проповедовавшим христианство Бернардом Аостийским – монахом и архидьяконом, причисленным позднее к лику святых. Перевал назвали именно в его честь еще в 13-14 веке. Здесь помогали странникам, попавшим в беду, их согревали и кормили, давали ночлег, поддерживали и провожали в дальнейший путь. Гостиница до сих пор стоит на берегу высокогорного озера, а монастырь остается действующим. Сегодня в нем проживает около пятидесяти монахов.

Перевал Большой Сен-Бернар стал свидетелем многих событий. Наверное, самое грандиозное из них произошло весной 1800 года, когда Наполеон провел по горной дороге 40-тысячную армию вместе с лошадьми, пушками и гаубицами. Кстати, в монастыре Сен Бернар в июне 1800 года был захоронен французский генерал Дезе по настоятельной просьбе Наполеона, считавшего, что лишь Альпы могут стать достойным посмертным пьедесталом для героя, а хранителями могилы – не иначе, как святые отцы.

Современный путепровод открыли в 1905 году, а дублирующий туннель, работающий круглогодично, - в 1964-м. Интересно, что с приходом на перевал цивилизации, тысячелетняя традиция бесплатного ночлега и гостеприимного стола стала уходить в прошлое. Монастырь явно не справляется с наплывом паломников, хотя есть те, кому посчастливилось бесплатно остановится в келье. А вот гостиница теперь работает исключительно на коммерческой основе.

С южной стороны перевал Большой Сен-Бернар тянется более чем на 33км, имея уклон почти 6 процентов. С северной стороны его длина составляет более 40км, а уклон – около 5%. Начиная с октября и заканчивая маем, дорогу для проезда через перевал Большой Сен-Бернар в целях безопасности закрывают. Витиеватую дорогу часто используют в качестве трассы для международных велогонок.

Туннель Большой Сен-Бернар

Строительство туннеля началось с итальянской стороны в 1958-м. Чуть позже к работам присоединилась и швейцарская компания. Конструкцию протяженностью почти 6 километров удалось построить всего за 6 лет. Открытие путепровода состоялось в марте месяце 1964-го. В то время тоннель Большой Сен Бернар считался самым протяженным в Европе. Граница между Италией и соседней Швейцарией проведена почти посередине путепровода, а таможенный контроль осуществляется с северной, швейцарской части дороги. Туннель Большой Сен Бернар соединяет одну из итальянских коммун – Сен-Реми-ан-Босс со швейцарским местечком, именуемым Бур-Сен-Пьер. Точка южного входа располагается на высоте 1875м над уровнем моря, а северного – 1918м. С обеих сторон имеются защитные ограждения, предназначенные для обеспечения безопасности в случае схода лавин. Тоннель оборудован охранными видеосистемами и сигнализацией, которой можно воспользоваться в случае бедствия. К путепроводу подведены открытые участки дорог, возле входов размещены удобные парковки.

Проехать по тоннелю Большой Сен-Бернар можно за определенную сумму. На момент написания статьи плата в одну сторону составляет: для легкового авто – 27,90 евро; для автобуса – 75,50 евро. Тарифные планы предусматривают приобретение проездных билетов на несколько поездок. Туннель функционирует круглосуточно и круглогодично.

Легенда о сенбернарах

По одной из версий, порода сенбернары появилась в результате скрещивания завезенных в Европу тибетских мастифов с местными представителями четвероногих. Но есть еще одна легенда, основанная на происхождении этой породы собак. Она гласит о том, что сенбернары являются потомками боевых мастифов, сопровождавших римских легионеров в период завоевательных походов в район северных Альп. Зато достоверно известно, почему собак стали именовать именно так. Все дело в монастыре святого Бернара, считавшегося приютом для многих путешественников и паломников, пересекающих высокогорный перевал между Швейцарией и Италией – Большой Сен-Бернар.

Изначально собак называли не иначе как Барри-спаситель, намекая на их миссию. Они отличались от современных сенбернаров – имели темный окрас, менее плотное телосложение и более вытянутую морду. Наиболее известный представитель собачьего семейства по кличке Барри, ставшей нарицательной, спас за свою непродолжительную жизнь не менее сорока человек, о чем свидетельствуют сохранившиеся описания. В легенде повествуется, что он погиб нелепо, спасая сорок первого пострадавшего, которого нашел спустя двое суток с начала поиска. Барри откопал швейцарского солдата и лизнул его лицо, пытаясь согреть. Боец очнулся и, даже не сообразив, что происходит, штыком нанес смертельное ранение своему спасителю, думая, что это волк. Неизвестно, соответствует ли данный факт действительности, но по слухам собака после двенадцати лет безупречной службы ушла на заслуженный отдых. Ее забрал к себе один из монахов, у которого четвероногий друг прожил еще четырнадцать лет.

Барри установлен памятник на парижском кладбище собак, о нем упоминается в книгах и кинолентах, в 2004 году основан благотворительный фонд Барри, занимающийся поддержкой разведения сенбернаров, а в монастыре святого Бернара, начиная еще с 19 века, кличка Барри передается «по наследству». Вот уже на протяжении двухсот лет одну из проживающих здесь собак называют именем самого известного представителя сенбернаров.

 

Высокогорный перевал Большой Сен Бернар с самого начала считался трудным для прохождения, особенно в зимнюю пору, застававшую путников в дороге. Мороз и ветер, снежные бури и завалы предвещали беду. Умные и крепкие сенбернары благодаря своей отваге и, конечно же, необычайно развитому чутью, выискивали сбившихся с пути людей и помогали им добраться до монастыря, выкапывали людей из-под снежных лавин, возвращая своим теплом, а иногда и глотком шнапса из привязанного к шее бочонка, к жизни. А если были не в силах помочь, то возвращались в монастырь, подавая сигнал священнослужителям, что кого-то еще можно спасти. И хотя сегодня все чаще в горах при поиске попавших в беду людей используются вертолеты, без помощи сенбернаров в этом деле не обходится. Собаки, как и их легендарные предки, активно участвуют в обнаружении попавших в беду путешественников. Весь сезон, когда перевал открыт, сенбернары находятся на посту.

Адрес

Col du Grand Saint-Bernard

Перевал Большой Сен-Бернар
Средняя оценка 5 Проголосовало 6

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + шестнадцать =