toskana

Барга: зеленая лоджия Гарфаньяны

С погодой в Тоскане нам в мае этого, 2013 года, явно не везло. Нет, в Виареджо всё было отлично, тепло и комфортно, хотя море принципиально не хотело успокаиваться и нагреваться. Ну, ладно, с купанием не случилось, но как с остальным? И это Тоскана в конце весны? Мы не снимали куртки и свитера, а сарафанчики и купальники пришлось затолкать обратно в чемоданы. Правда, в Лукке и Пизе было вполне сносно, во Флоренции обошлось без дождя, в Форте дель Марми и Пьетросанте - даже солнечно, Сиене простили ее дождь, закусив и запив его на агроферме. Но то, что я ждала с особым интересом, - поездку в Гарфаньяну - стало испытанием нашему терпению. Потому что там нас ожидала настоящая московская осень: ветер, холод и дождь.

Итальянцы, устроители нашего тура, решили продемонстрировать нам, какая же разная у них одна только Тоскана. Тут и море (побережье Версилии), тут и горы (борги Кастельнуова ди Гарфаньяна и Барга), и термальные воды (СПА-курорт Монтекатини Терме), и арготуризм с поглощением местных вин и явств, и Высокое искусство со Средневековьем и Возрождением (Флоренция, Лукка и Пиза). Напоследок, так сказать, на десерт, вообще, был сюрприз – мы должны были поехать на родину прославленного Джованни Боккаччо, в маленький борго Чертальдо, который готовился летом отметить 700-летие великого тосканского новеллиста. На примере Тосканы мы, по замыслу хозяев, должны были проникнуться мыслью, какая великая на самом деле страна Италия и не только в смысле искусств и гастрономии. Если в небольшой Тоскане «всё есть», то, что говорить обо всем государстве? Это к тому, чтобы мы, русские, не очень-то заносились насчет наших «необъятных просторов» с их немереными природными ресурсами, от которых она, Италия, как и ее соседи, теперь, серьезно зависят.

Гарфаньяна

Гарфаньяна – это горная живописная область к северо-западу от Лукки. Столичным «райцентром» ее считается Кастельнуово ди Гарфаньяна, городок, который не удостоился быть принятым в всеитальянское содружество боргов, по-видимому, по тем же причинам, что и Монтериджоне. А вот соседнюю Баргу приняли – на зависть всей Гарфаньяне, поскольку членство в этом уважаемом сообществе означает дополнительные и немалые субсидии от государства. Баргу захотелось увидеть собственными глазами.

Гарфаньяна. Барга. Вид на Апуанские Альпы.

 

Гарфаньяна. Мост через реку Серкио.

Гарфаньяна. Апуанские Альпы вблизи Барги.

Туда мы и отправились туманным утром, марево которого стало концентрироваться в прочные тучи сразу за Луккой. Посыпал дождь, петляющая дорога стала угрожающе скользкой. Настроение ухудшилось: в дождливую морось делать в горах абсолютно нечего, кроме как глотать туман. Но, к счастью, когда мы проехали полпути, капать перестало, и перед нами открылась долина реки Серкио, третьей по величине в Тоскане. И не просто открылась река, а и еще и Чёртов мост (он же Мост Дьявола) через нее, прославленный и растиражированный.

Мост Дьявола и легенда о его строительстве

Официально этот мост у деревни Борго-а-Моццано называется мост Марии Магдалины по статуи этой святой, некогда стоявшей в ближайшей лавке (другая версия – по местному монастырю). Предположительно он был возведен в XI веке по приказу тогдашней владелицы здешних мест графини Матидьды Каноссе. Мост имеет классическую средневековую форму «спины осла», с той лишь разницей, что он асимметричен, то есть с одной стороны он более длинный и более пологий. Центральная арка настолько высока и прочна, но вместе с тем легка и изящна, что, кажется, мост вступает в противоречие с законом всемирного тяготения. И вообще мост больше похож на крыло летучей мыши.

За мостом тянется одна, чисто средневековая легенда, о том, что жители близлежащих деревень всё никак не могли выстроить его – паводковые воды всякий раз смывали сооружение. Наконец, каменщики обратились к самому Дьяволу, чтобы тот помог закончить им постройку. Дьявол выполнил просьбу, взяв с селян обещание, что заберет себе душу первого из них, кто перейдет по мосту через реку. Хитрые тосканцы (а это качество тосканского характера считается наиболее отличительной чертой местных жителей) пустили первым по мосту… свинью. Неслучайно в Италии есть поговорка «Лучше пить вино с чертом, чем с тосканцем».

В конце Второй мировой войны мост чуть не погиб. Отступавшие немцы хотели его взорвать, для чего в Борго-а-Моццано был оставлен небольшой отряд минеров. Но вечером к командиру отряда пришла одна из местных красавиц с оплеткой тосканского вина и корзиной закусок. Противник был деморализован и забыл о цели своего здешнего пребывания, а мост спасен.
Вдоволь нафотографировавшись на Чертовом мосту и в окрестностях, подышав чистейшим горным воздухом, мы отправились в Баргу.

Барга - старинный шелковый городок

Барга, городок старинный, выросший из поселения лонгобардов VIII века н.э., перенес за свою историю разное. Была тут и вражда двух и более семейств до обильных кровопусканий, и времена независимой коммуны. Кстати, права на городскую независимость, по-существу, городскую республику, она получила в 1090 году – согласитесь, не слабо! Потом были попеременно десятилетия правления то Лукки, то Пизы, а в 1341 году Барга попала под власть непосредственно Флоренции. В качестве северного флорентийского форпоста она просуществовала вплоть до объединения Италии во второй половине XIX века.

Городок находился на, как бы теперь сказали, «господствующей высоте» с прекрасным видом на Апуанские Альпы и лежащую у подножья долину, по которой проходили стратегическая дорога на север в Ломбардию. Через перевал на востоке шел путь в земли Эмилии, в Модену. Неудивительно, что по примеру могущественных соседей в Барге стало развиваться мануфактурное производство, в частности, остродефицитного шелка. Видимо, шелковичным червям, в отличие от нас, пришелся по вкусу влажный климат здешних мест, и они стали приносить городку доход.

Заметим, что шелк в средневековой Европе ценился не только за свою красоту, лёгкость и прочность, но, прежде всего, за антисептические свойства. В шелковом белье и одеждах не заводились вши и блохи, которые наряду с крысами, были главными переносчиками смертельных инфекций, типа чумы и тифа. Все эти зловредные твари не выдерживали пытки электрическими зарядами, которые шелк создавал при трении о поверхность кожи. А мыться регулярно в Средневековье, а тем более мыть руки перед едой, никто тогда и не думал.

Но пришла пора Новому времени, спрос на шелка упал, в XIX веке Барга оказалась за чертой железных дорог, а позже – и автомобильных трасс, и городок заметно обнищал. Спасло его появление по соседству модного водного курорта Баньи-ди-Лукка, который посещали разные культурные знаменитости: Байрон, Шелли, Дюма-отец, Россини, Пуччини. Здесь они не творили, а приятно расслаблялись на лоне природы, лечили ревматизмы и посещали первое в Европе казино. В ХХ веке возникли новые приоритеты: увлечение лыжным и санным спортом, рыбалка, катание на лошадях. После Второй мировой войны в Гарфаньяну потянулись богатые туристы, по соседству с Баргой появился модный тосканский горнолыжный курорт Абетоне, который невероятно популярен и сейчас, особенно у самих итальянцев.

Барга пришла в себя, вновь стал функционировать оперный театр Teatro dei Differenti, открытый в городе еще в 1689 году (это-то в захолустном «райцентре»!). Во второй половине ХХ века в Барге стал проходить и ежегодный Джаз-фестиваль. Но всеитальянскую славу Барге принес поэт Джованни Пасколи (1855 – 1912). Пасколи почитается в Италии классиком, изучается даже в средней школе, а по своей популярности среди народа сходен с нашим Сергеем Есениным. На мой взгляд его стихи больше напоминают русских декадентов начала ХХ века, только с итальянским колоритом. В километрах четырех от Барги есть деревенька, в которой Джованни Пасколи построил себе дом. В доме – его музей, в который приезжают почитатели его таланта.

Гарфаньяна. Дом-музей Джованни Пасколи недалеко от Барги и фото поэта.

В самой Барге присутствует весь туристический набор: средневековые ворота и стены, городской археологический музей, парочка старинных зданий в стиле Раннего Возрождения, церковь, перестроенная в XVII веке в стиле барокко и местный Дуомо – собор Сан-Кристофоро с прекрасной смотровой площадкой. С неё открывается захватывающий вид на восток, старый город, гряду Апуанских Альп и западный берег реки Серкио. Собор украшен барельефами, внутри – скромный интерьер, но хорош амвон XIII века.

На смотровой площадке перед собором традиционно было принято фотографироваться. Дождь принял в этом самое активное участие. Потом, в Москве, мы узнали, что Гарфаньяна считается самым дождливым местом в Тоскане.

 

Дуомо ди Барга - собор Сан Кристофоро.

Собор Сан Кристофоро. Интерьер. Центральный неф

 

Собор Сан Кристофоро. Интерьер. Резной амвон.

 

Елена АрхиповаАвтор:
Елена Архипова

 

Барга: зеленая лоджия Гарфаньяны
Средняя оценка 5 Проголосовало 2

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 20 =